Яндекс.Метрика
Технологии дошкольного воспитания, разработанные в Ульяновске, будут применяться по всей России
11:1125 июня 2015
Третьяк Волгарик 1Заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк посетила детский сад №186 «Волгарик». Это дошкольное учреждение является инновационным – именно здесь разрабатывается и применяется  уникальная технология решения изобретательских задач (ТР?З). «Двигателем» новой системы является кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТР?З Татьяна Сидорчук. Её авторские пособия переведены в США, Южной Корее, Германии, Франции, базовый учебник по ТР?З переводится на китайский язык. Созданы уникальные методики сочинения с детьми сказок, загадок лимериков, сочинения серии сюжетных картин – все то, что важно для развития в дошкольном детстве. Татьяна Сидорчук рассказала, что автор технологии – Генрих Альтшуллер считал, что инженерному творчеству можно научить. В основе его лежат базовые мыслительные операции из большого фонда изобретений. Он посмотрел не ЧТО изобретали, а КАК – в итоге было выявлено 40 мыслительных операций, которые сложились в алгоритм решения изобретательских задач. «Мы адаптировали эту систему формирования инженерного мышления для детей, потому что переучивать взрослых значительно сложнее. Вся проблема сейчас не в том, чтобы научить детей думать творчески, а в том, чтобы переделать воспитателя, потому что у него уже сложилась своя система того, как нужно обучать,– рассказывает Татьяна Сидорчук.– Принципиальное отличите в том, что мы не даем точной информации детям. На той информационной базе, которую ребенок получает извне (а она сейчас достаточно большая) мы проводим обработку информации – классификацию, систематизацию, диалектически-мыслительные операции, то есть строим алгоритмы экономного творческого мышления. Обычное обучение строилось, как урок, – Волгарикдетки сидели, слушали учителя, повторяли, затем следовала новая партия знаний. Федеральный государственный образовательный  стандарт и Закон об образовании говорит, что такая система неприемлема, потому что ребенок до 7 лет  воспринимает информацию не линейно, а сетчато – он ухватывает сразу все, «сканирует» способ мышления находящегося рядом человека. Например, анализ литературного произведения. Раньше читали сказку, а затем шел блок вопросов: понравилась ли сказка, что в ней хорошего, что плохого, где добрый герой, а где злой. Сейчас  после чтения идет проблемная  ситуация: у какого героя была проблема, в чем она состояла, какими ресурсами он пользовался, чтобы ее решить, что плохого и что хорошего в его поступке и как можно было поступить по-другому. Такой способ мышления переносится не только анализ сказок, а на практически все ситуации, потому что в начальной школе обучение идет так же через проблему и ребенку будет легче там адаптироваться». Сегодня «Волгарик» посещают 336 детей – всего 12 групп, 2 из которых (16 человек) для детей с ДЦП и 10 – общеразвивающей направленности. По словам заведующей учреждением ?рины Гудкович здесь, кроме детского сада, создана школа по дошкольной ТР?З-технологии для воспитателей. «К нам приезжают педагоги со всей страны и дальнего и ближнего зарубежья, для того, чтобы поучиться новым технологиям развития детей.  Мы отслеживаем успешность наших выпускников в школе. Здесь работает уникальная сенсорная лаборатория, в которой обучаются дети, комната для эмоционального расслабления, комната адаптивной физической культуры, где с каждым ребенком с ДЦП ведется индивидуальная работа, кабинет дефектологи, массажные кабинеты. Открыт Ц?ПР – центр игровой поддержки детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. В течение всего учебного года дети, Третьяк Волгариккоторые ещё не посещают детский сад, с родителями приходят и занимаются 2 раза в неделю. В Москве мы получили «Знак качества» от Рособразования, в апреле на Международной выставке мы получили гран-при за авторские игры, разработанные 8 нашими педагогами – это говорит о том, что содержание, которое реализуется в Ульяновской области имеет вес», – рассказала ?рина Гудкович. Наталья Третьяк высоко оценила опыт Ульяновской области в сфере внедрения инноваций в процесс обучения: « Ульяновск – один  из моих любимых регионов, который мне нравится посещать, потому что здесь реализуются действительно интересные инновационные образовательные технологии. «Волгарик» – это по сути уникальное учреждение, которое оказывает не только услуги дошкольного образования, но и является, что не менее важно, центром подготовки и переподготовки педагогов со всей страны по вопросам ТР?З-технологий, по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это центр и для родителей, которые  нуждаются в методическом сопровождении, и для пап и мам, которым просто интересно, как работают с детьми что нужно их ребятам на том или ином возрастном этапе. ?, конечно, это развитие негосударственного сектора образования. Один  из хороших примеров развития всей системы. Такие примеры в разных формах в России есть Костромской области, Москве, Санкт-Петербурге, но чем больше мы получаем предложений с мест, тем эффективнее развивается наше образование. Есть предложение придать этому центру статуса федеральной экспериментальной площадки, которое позволит распространить полученный в регионе опыт и растиражировать его на дошкольные учреждения по всей России».   Елена Ольдина