Продажи воды для кулеров в нашей стране растут с каждым годом. Жители крупных городов не доверяют водопроводной воде. Одни боятся хлорки, другие железа из труб, третьи попросту не верят, что вода из крана действительно безопасна. Торговых марок и фирм производителей воды для кулеров великое множество. Служб доставки – ещё больше. Как выбрать? Многие считают, что вся вода в бутылках одинаковая и можно покупать самую дешёвую. Другие, наоборот, выбирают самую дорогую в надежде, что если вода стоит 350-400 рублей за бутылку, то изготовитель следит за её качеством. Эксперты Росконтроля закупили и отправили на экспертизу воду для кулеров 14 торговых марок и проверили её по 44 показателям.
Вода «Шишкин лес» оказалась самой лучшей среди протестированных образцов. «Волжанка» несёт в себе идеальное для организма содержание кальция, магния, фтора и может считаться физиологически полноценной. К сожалению, образец отвечает требованиям для воды только первой, но не высшей категории по содержанию нитритов. Вместе с водой «Пилигрим» и Nestle Pure
life образец отнесён к категории «Товар с нарушениями».
Остальные и вовсе попали в «чёрный список» Росконтроля. ? есть за что. Так, например, в «Судогорской» количество микробов превышает допустимый уровень в два раза, «Гучковской» - 10, «Старо-Мытищинский источник» - 12, «Королевской воде» в 20 раз. Все рекорды побила «Черноголовская для детей». Эту воду нельзя пить даже взрослым: содержание микробов в ней превышает допустимый уровень в 100 раз!
В свою очередь, в воде «Архыз» обнаружена синегнойная палочка – гнилостный микроорганизм, который вызывает различные гнойные поражения тканей и небезопасен при внутреннем употреблении. Вызванная им инфекция трудно поддаётся лечению, в некоторых случаях не помогают даже антибиотики. Синегнойная палочка долго сохраняется и успешно размножается в воде. Может попадать в воду с поверхности растений, из почвы, с грунтовыми водами, а также в случае заражения источника воды фекально-бытовыми сточными водами. При попадании в кровь может вызвать её заражение и гангрену.
Почему же превышение нормативов по микробиологическим показателям является самой большой проблемой воды для кулеров? Вот что говорит Юрий Рахманин, академик РАМН, директор Н?? экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина: «Вода поставляется в так называемой многооборотной таре. Вам её привозят, вы пьёте, потом возвращаете пустую бутылку, её на производстве моют, снова наливают воду, привозят кому-то другому. ? так десятки, а то и сотни раз! Бывает, что бутылки загрязнились у покупателей, а на производстве их плохо промыли или использовали для мытья не совсем чистую воду. ? бактерии из тары оказываются в бутылке с водой, начинают размножаться. ? если хотя бы один раз вам попадётся заражённая вода, то синегнойная палочка поселится уже в кулере, без дезинфекции которого не обойтись».
?менно из-за потенциальной опасности воды в многооборотной таре врачи не рекомендуют давать детям воду из кулеров. После вскрытия бутылки детскую воду не рекомендуется хранить больше двух суток, именно поэтому ее чаще всего разливают в мелкую тару. Помните, что требования к питьевой воде по содержанию микробов в пять раз строже, чем к минеральной. Чтобы подстраховаться, как в случае с «Архызиком», изготовители зачастую оформляют документы на свою воду как минеральную, а в названии пишут всё, что угодно: «детская», «для детей», «для детей и взрослых» и так далее. Эти слова, как говорят эксперты, сами по себе не имеют никакого значения.
Что касается воды «Горная вершина», которую производитель рекомендует давать детям с рождения, у нее с микробиологией всё в порядке. Зато есть другая проблема: в ней практически нет кальция, магния и фтора. А значит если постоянно давать эту воду ребенку, у него может возникнуть дефицит этих полезных элементов в организме и как следствие — кариес, нарушение формирования скелета, проблемы с сердцем и нервной системой.
Минеральная – не значит натуральная
Минеральная вода — это модно. На дорогой французской воде известных торговых марок так и написано — «природная минеральная вода». Вот и наши производители решили: а чем мы хуже? Написали на этикетке красивые слова о пользе натуральной минеральной воды, чтобы создать у потребителей впечатление, что она чем-то лучше обычной питьевой. При этом стандарты безопасности выше как раз для питьевой воды.
Что делают производители минеральной воды для кулеров? Умягчают воду, то есть «убирают» из нее кальций и магний. Зачем? Дело в том, что многие изготовители воды в многооборотной таре предоставляют кулеры в аренду. Приборы остаются в собственности компаний, которые потом проводят их чистку, ремонт и обслуживание. Если вода жесткая, то в кулерах будет накапливаться накипь — отложения солей жесткости, и их придется чистить. Компаниям это невыгодно, поэтому они «очищают» воду от кальция и магния. Такая вода не соответствует по минеральному составу исходной воде месторождений (скважин), указанных в маркировке, что может быть расценено как обман потребителей.
Так почему же многие предпочитают покупать бутилированную воду, а не пить воду из-под крана? Конечно же, потому что считают, что воду в бутылках, в отличие от водопроводной воды, не хлорируют. Но в нашем случае экспертиза Росконтроля показала: в трёх образцах воды из 14 обнаружены галогенорганические соединения, характерные для воды, прошедшей обеззараживание хлором, в том числе — хлороформ. ? если на воде Nestle Pure Life честно, хотя и несколько завуалировано, написано, что она из городского водопровода, то «Кубай» и «Пилигрим» заявлены в маркировке как природные минеральные столовые воды, для которых обработка хлором не допускается в принципе.
«Наличие в воде галогенорганических соединений, - говорит руководитель ?спытательного центра «Н?? коммунального водоснабжения и очистки воды» Яков Хромченко, - не обязательно говорит о том, что вода хлорированная. Это лишь один из вариантов. Можно предположить, что скважину, из которой брали воду, обеззараживали препаратами хлора, которые попали в тару при её обработке на производстве. Опасности для здоровья такое количество соединений хлора и брома, которые были обнаружены в воде, не представляет. Допустимые значения по этим показателям не превышены. Важен сам факт обнаружения в «природной минеральной» воде этих соединений. Но потребитель имеет право знать, за что он платит деньги – за чистую, натуральную питьевую, минеральную воду или за хлорированную».
В этой связи обязательным видится упоминание о нитритах. ?х повышенное содержание выявлено в «Волжанке», «Черноголовской для детей», «Старо-Мытищинский источник», «Горная вершина» и «Архызик». Причём последние две торговые марки позиционируются как «детские», а значит родители рассчитывают, покупая «воду для детей», на более высокое качество воды. Вероятная причина превышения содержания нитритов — загрязнение подземных вод просочившимися поверхностными водами, либо несоответствие требованиям безопасности исходного состава воды.
Как бы там ни было, нитриты, как соли азотистой кислоты, в больших количествах являются общетоксическими и канцерогенными веществами. Употребление воды с высоким содержанием нитритов опасно, так как они нарушают способность крови переносить кислород, по сути, это яд для гемоглобина. Преобразуясь в нитрозамины, они могут вызывать рак. В концентрациях, в которых нитриты были обнаружены в проверенной воде, они не столь опасны. Но содержание их в воде, это, прежде всего, показатель органического загрязнения поверхностными водами, а значит в ней могут быть вирусы, пестициды и другие вредные и токсичные вещества.
Так или иначе, экспертиза показала: вода для кулеров не только не лучше, но иногда гораздо хуже, чем водопроводная. Зачем, тогда, спрашивается, платить за такую воду?
Виктор Никитин
Фото Росконтроль