Седьмого апреля текущего года Арбитражный суд Ульяновской области оставил в силе решение регионального Управления ФАС России о признании в действиях самарского ООО «Красноярское молоко» фактов нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Компания вводила в заблуждение участников рынка в отношении потребительских свойств пищевого продукта, реализуемого под наименованием «Масло сливочное «Крестьянское».
В соответствии с Государственным стандартом массовая доля молочного жира в таком продукте должна составлять 72,5 процента. Лабораторными исследованиями установлено, что в некоторых партиях масла самарцев массовая доля молочного жира нормам не соответствовала. Однако информация об этом на упаковках товара отсутствовала. Управление ФАС выдало нарушителю предписание о прекращении недобросовестной конкуренции на территории Ульяновской области посредством указания на этикетках продукта его истинного состава и наименования. К нынешнему дню информация об исполнении предписания в УФАС не поступала. Вместе с тем, компания прекратила поставки на территорию региона продукции, не соответствующей требованиям законодательства. В настоящее время уполномоченным лицом антимонопольного органа решается вопрос о возбуждении дела об административном нарушении.
В нашем случае речь идёт об очередном эпизоде затянувшейся «молочной эпопеи». Всё началось с публичного заявления аграрного ведомства региона, в котором говорилось, что участники молочного рынка Ульяновской области выражают свою обеспокоенность ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения, прежде всего, пальмового масла, при производстве молочной продукции. Сказано было и о том, что недобросовестные производители систематически и грубо нарушают требования технического регламента на молоко и молочную продукцию, а также федерального закона «О защите конкуренции», замещая молочные жиры растительными и не отображая соответствующую информацию на упаковках такой продукции. В правоте этих слов сомневаться не приходилось. Добросовестные производители натуральной молочной продукции на то время не способны были конкурировать в ценовой категории с производителями дешёвого фальсификата: сказывалось несовершенство законов. В то же время, использование в качестве одного из компонентов состава, не отвечающего требованиям технического регламента, могло нанести прямой ущерб здоровью населения и способствовало недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке.
В министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов прямо заявили, что продолжат работу по выявлению фальсифицированной продукции в розничных и оптовых торговых предприятиях региона. По итогам проверок и лабораторных исследований образцов продукции будут публиковаться списки недобросовестных производителей, допускающих выпуск фальсификата. Ведомство своё слово сдержало и выпустило так называемую «чёрную доску» нарушителей. Первым на неё 31 июля 2012 года попало самарское ООО «Красноярское молоко». Забегая вперёд, скажем, что самарцы фигурировали на «чёрной доске» вплоть до конца упомянутого года.
В середине февраля 2013 года Управление ФАС по Ульяновской области вынесло определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства фирмой-производителем «Красноярское молоко» Самарской области. Дело было возбуждено по обращению в УФАС министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. В заявлении говорилось, что рабочей группой общественного контроля в детском санатории «Звёздочка» был произведён отбор продукции производства ООО «Красноярское молоко» – масла сливочного «Крестьянское». Ульяновская областная ветеринарная лаборатория провела экспертизу указанной продукции. Установлено, что образец данного продукта не соответствует требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию. Он содержит 100 процентов растительных жиров, следовательно, не может именоваться сливочным маслом, поскольку, в соответствии с техническим регламентом на масложировую продукцию, является спредом растительно-жировым.
Как пояснил заместитель председателя правительства – министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин, наличие фальсификата было подтверждено анализами трёх лабораторий. Некачественными оказались как сырьё, так и условия производства. Между тем речь тогда шла о поставках молочной продукции в 130 детских садов Ульяновска. «У нас свои шикарные заводы, – негодовал министр, – взять, хотя бы «Алев», «Молвест», у которых современное оборудование и опытные специалисты. А мы везём питание для детей, причём фальсифицированное, из Самарской области. Полный абсурд!» Возмущение понятно: к тому времени «молочный» скандал уже был предметом разбирательства в мэрии Ульяновска, заключившей контракт на поставки самарского молока, областного штаба по продовольственной безопасности, он привлёк внимание губернатора. А задолго до этого, по словам Александра Чепухина, аграрное ведомство обращалось в надзорные ведомства, напоминая, что недобросовестный поставщик давно уже числится в его «чёрных списках». Реакции не последовало. Всё кончилось тем, что заведующие 112 детских садов Ульяновска обратились в областную прокуратуру с заявлением, в котором выражали беспокойство по поводу здоровья и жизни своих воспитанников. Правовой механизм пришёл в движение.
Положит ли нынешнее решение Арбитражного суда Ульяновской области конец многомесячным разбирательствам, сказать невозможно. У самарцев остаётся право обратиться в вышестоящую судебную инстанцию для окончательного решения вопроса. Воспользуются ли они такой возможностью, будет известно позднее. Однако уже сегодня можно уверенно говорить, что поставок от них с нарушением закона в нашу область больше не будет.
Виктор Никитин