Страницы славные истории Тагая
10:2915 Октября 2013
тагай-1Совсем недавно мы сообщали, что в ходе инвентаризации и мониторинга памятников истории и культуры Майнского района, в частности, «Ансамбля земской больницы» села Тагай, сотрудники Комитета Ульяновской области по культурному наследию выявили интересный факт. Одно из зданий, входящих в Ансамбль, имеет ярко выраженный стиль и почерк известного симбирского архитектора Фёдора Осиповича Ливчака. Он, как известно, проектировал многие земские больницы в Симбирской губернии. Здание построено в начале минувшего века, предположительно в 1910 году. В книге «Тагай упразднённый город Симбирского уезда» историка и краеведа Павла Любимовича Мартынова, изданной в 1898 году к 250-летию поселения, говорится: «С октября 1873 года в Тагае открыта земская больница на 26 кроватей, помещающаяся в двухэтажном доме, уступленном казною. (здесь и далее стилистика и орфография сохранены-авт.). В этом доме прежде был пересыльный этап, и земство израсходовало 3182 рубля 48 копеек на первоначальное устройство больницы. Затем, после ежегодного более или менее значительного ремонта, в 1891 году помещение больницы было расширено и для квартиры врача построен отдельный флигель; эта капитальная перестройка обошлась земству в 11 тысяч рублей». Уточним сразу же, что в настоящее время комплекс зданий Ансамбля используется Тагайской участковой больницей по своему прямому назначению. Комитетом запланировано проведение государственной экспертизы. Но уже сегодня, если следовать архивным документам, вполне очевидно, что Ансамбль представляет историческую и культурную ценность. Славный «городок Тагаев» Наш рассказ будет неполным без упоминания о самом Тагае, как одном из самых старых поселений региона, жизнь которого является ярким отражением истории нашего края. Когда-то, около 400 лет назад, к югу от нынешней автотрассы «Ульяновск-Саранск», лежало «дикое поле»-степи, перемежаемые лесами. Здесь вольготно чувствовали себя кочевые племена и шайки «воровских людей». Среди поселений, идущих вдоль «большой из С?НБ?РСКА московской дороге», Тагай, по признанию историков, был самым крупным. В 1649-1650 годах стрельником ?змайловым по царскому указу был построен «городок Тагаев», как одно из укреплений Карсунско-Симбирской засечной черты. Городок по 40 метров в длину и ширину обнесли валом с частоколом, рвом и башнями по углам. Несколько позже, в 1652 году по обе стороны городка «для крепости» были построены остроги-ограждённые укрепления. Если окунуться в ещё более глубокую старину, то узнаем, что в переводе с арабского Тагай означает «родственник по материнской линии, старший брат, дядя, старший родственник». Но, скорей всего, поселение было названо по имени хана Золотой Орды Тагая, перешедшего в 1361 году со своей дружиной реку Волгу и завоевавшего земли в здешних краях. ?сторик Сафаргалиев в своём труде «Распад Золотой Орды» писал: «Княжество Тагая, расположенное в районе Мохши (Мещеры) занимало значительную территорию в пределах Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Даже в 19 веке оставалось немало сёл, рек, урочищ, носивших имя Тагая». Тагай продержался в своём улусе довольно долго. Он даже начал чеканить собственную монету и нападать на ближайшие русские княжества. Так, например, в 1365 году Тагай напал на Рязанское княжество и даже взял Переяславль, но был бит. После этого поражения  его имя в источниках больше не упоминается. Сложил ли он свою голову на полях сражений или бежал в Орду история умалчивает. Вернёмся, однако, в городок. В нём со временем разместились склады вооружения и боеприпасов. Посад заселяли служилые люди из большого заволжского села Ключищи, пешие стрельцы из городов Цивильска, Ядрина и Кокшайска. К 1661 году в Тагае проходили службу 278 стрельцов, пушкарей и казаков. Они стойко и умело отражали набеги кочевников из числа башкир и ногайских татар. Что, впрочем, не помешало Тагаю стать одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Как только в 1670 году сюда из Симбирска подступили отряды атамана, весь тагайский гарнизон перешёл на их сторону. Правительственные войска, возглавляемые князем Юрием Барятинским, застали в городке только женщин и детей. Крепость – уездный город – посад Новое административное деление, которое утвердила императрица Екатерина Вторая, изменило статус поселения. Ведомости Симбирского наместничества за 1780 год сообщали: «Городом уездным назначается Тагай … В нём церковь одна деревянная. Съезды уездных обывателей на торги продуктов бывают в каждой неделе по четвергам. Жители в нём: мещане – 148, пахотных солдат-389. Городу был дан герб: «Река в зелёном поле, по которой плывёт рыба, именуемая сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя». ?мператор Павел Первый, сменивший матушку на престоле, в 1796 году уезд упразднил и перевёл Тагай в разряд посадов. Что, впрочем, не помешало ему оставаться крупным волостным селом с тремя тысячами жителей, базарной торговлей по четвергам, почтовой станцией на Московском тракте и пересыльной тюрьмой на этапной дороге в Сибирь. Летом 1847 года в ней по пути в ссылку провёл несколько дней великий украинский поэт Тарас Шевченко. Позднее, как уже сказано, тюремные постройки были переданы местной земской больнице. Тагай развивался бурно. Главным занятием крестьян оставалось землепашество. ?з ремёсел в ходу были выделка кож, пошив тулупов, изготовление колёс, горшков, сбор смолы, гонка дёгтя. На всю округу славились своим мастерством кузнецы и столяры. Работали три кирпичных и два поташных завода, две кожных обдирни, красильня, четыре водяные и три ветряные мельницы, одна из которых, кстати, простояла в центре села до середины 60-х годов прошлого века. К 1913 году село насчитывало 672 двора, волостное правление, церковь и молельный дом, две школы. О церкви, которая в те времена была основой исторического бытия любого селения, центром духовной жизни, разговор особый. Непосредственно в Тагае таким центром был храм Казанской Божией Матери, первый камень в основание которого заложили в 1783 году. Строили её 20 лет вручную, на собранные простым людом деньги. Храм был с семью куполами и большой колокольней. Стоял он на взлобке, с которого открывался вид на всё село. В 1936 году было принято решение о сносе церкви. Вручную её разобрать не удалось. Тогда храм взорвали… До середины 50-х годов минувшего века Тагай оставался районным центром. Жизнь здесь кипела. Но и потом, лишившись статуса райцентра, который перешёл к посёлку Майна, ставшему к тому времени крупным железнодорожным узлом, Тагай ещё долго оставался в силе, имел молокозавод, лесопереработку, крупные механические мастерские. Сельчане жили «по- городскому»: Дом культуры, универмаг, школа-десятилетка, книжный магазин, библиотека, столовая, стадион … Многое из перечисленного за последние десятилетия перестроечной смуты и всеобщего народного обнищания было утрачено. Но Тагай живёт. Его сила в истории, уходящей корнями в глубину веков и, главное, в людях, которые не утратили связи с прошлым и с надеждой смотрят в будущее. Виктор Никитин Фото автора и Комитета по культурному наследию