Твёрдые бытовые отходы (ТБО) давно стали для Ульяновской области колоссальной проблемой. Буквально на днях губернатор Сергей Морозов так и заявил: «Проблема утилизации и захоронения бытовых отходов в регионе назрела давно». Все последние годы он не устаёт повторять, что для более эффективного процесса утилизации ТБО, пестицидов и ядохимикатов необходимо строительство новых полигонов в разных районах области. Ещё в позапрошлом году были обозначены задачи в сфере экологической безопасности до 2016 года. Они предусматривают строительство 14 полигонов для захоронения ТБО. Была обещана активная поддержка проектам по переработке отходов и созданию 80 особо охраняемых природных территорий с особым режимом природопользования.
Одна тонна мусора – это до 80 килограммов полимеров, около 60 – стекла, 25 – чёрных металлов и 170 килограммов – бумаги. Другое дело, что применение такого метода утилизации отходов, как захоронение, самый распространённый вид в России, приводит к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции имеющей реальный спрос на рынке.
Тем не менее, глава региона остался при убеждении, что решению проблемы будет способствовать переход к первичной сортировке мусора, как это принято во многих странах, и создание целевых экологических бюджетных фондов для финансирования инфраструктуры регионального значения по обращению с отходами.
Надо сказать, что власти всерьёз озаботились проблемой утилизации ТБО. Речь, в частности, шла о реализации инвестпроекта стоимостью 450 миллионов рублей по строительству мусоросортировочного комплекса и полигона по утилизации ТБО, где основным инвестором выступала фирма «ЭкоРесурс». Заявлялось, что подобные комплексы могут появиться в 11 районах области, в которых полигоны по утилизации ТБО отсутствуют. ?нвестор видел привлечение 450 миллионов рублей с учётом софинансирования Ульяновска. Для города такая ноша оказалась не под силу …
Несколько раз в регионе видели одну иностранную компанию, которая предлагала свои услуги, но при условии, что создаст совместное предприятие, в котором ей будет принадлежать 51 процент уставного капитала, то есть полная власть. При этом доля города виделась в имуществе и технике, а инвестора – в виде так называемой интеллектуальной собственности.
Серьёзно обсуждался вопрос о возможности превращения полигона в Баратаевке в источник так называемого свалочного газа, который, подобно природному, может использоваться для отопления и производства электроэнергии. Перед этим были получены консультации у специалистов из Германии, чьи фирмы располагают нужными технологиями. Действительно, любая свалка ТБО представляет собой источник свалочного газа, от пяти до десяти тонн которого в год может дать одна лишь тонна мусора. Золотое дно! Выяснилось, однако, что для этого необходимо сделать на полигоне герметичную «крышу», уложить слой специальной плёнки с отверстиями для сбора газа. А ещё построить станцию для его фильтрации, протянуть газопроводы и прочую инфраструктуру. После подсчёта предстоящих расходов от желания следовать примеру западноевропейских коллег не осталось и следа.
Есть у этой медали и другая сторона. Представим себе, что и то, и другое и третье в Ульяновской области появилось. А что дальше? Отвечаем: опять же сплошные проблемы, причём, больше, на федеральном уровне. В России, по мнению экспертов, нет законодательства и механизма регулирования сбора и переработки ТБО. Остро не хватает грамотных специалистов в сфере управления утилизацией отходов. Без их наличия говорить об успешном решении проблемы просто наивно.
Ещё момент. Во всё мире мусор либо хоронят и сжигают, либо пускают в повторную переработку. Опять же, в Европе, например, хоронят менее 20 процентов ТБО, у нас – 80-85. В Ульяновской области и вовсе на вторичную обработку отправляется всего около двух процентов отходов. Западные страны на практике доказали, что посредством захоронения и сжигания мусора проблему без огромных затрат и невосполнимого вреда окружающей среде не решить.
Нужен закон об упаковке, который существует практически во многих странах мира. Речь идёт о документе, который позволяет делать «мусорный» бизнес чистым.
В дефиците компании и предприятия, которые ориентировались бы на долгосрочную работу в «мусорной» сфере. Добавим сюда отсутствие мощностей по сортировке органического мусора, который при переработке даёт на выходе почвогрунт хорошего качества. ? сразу же уточним, что переработка органического мусора являет собой огромный энергоёмкий процесс. Таких мощностей в области нет.
Впрочем, правительством Ульяновской области подписан меморандум о сотрудничестве с госкорпорацией «Ростех», которая планирует инвестировать в сферу коммунального хозяйства региона около 200 миллионов долларов. Предполагается к концу 2016 года создать современную систему обращения с отходами, включающую в себя создание соответствующей инфраструктуры. Сразу же отметим, что реализацию проекта берёт на себя дочерняя фирма Ростеха – «РТ ?нвест». Применительно к разговору о мощностях, которых нет в России. Теперь, похоже, они появились: компания вкладывает инвестиции в быстрорастущие производства, в том числе, в секторе передовых индустриальных технологий. На практике это означает создание на территории Ульяновской области комплексной системы по управлению процессами сбора, вывоза, сортировки, переработки и утилизации мусора. Более того, запуска мощностей по переработке биологических отходов. Если детализировать сказанное, на вторичную переработку планируется направлять до 35-40 процентов всего материала. Ещё примерно столько же обезвреживать посредством термической обработки. Оставшееся доводить до экологически безопасного уровня и отправлять на полигоны, срок эксплуатации которых, за счёт сокращения объёмов захоронений, увеличится в три-четыре раза.
«Ульяновская область, – пояснил директор «РТ ?нвест» Андрей Шипелов, – станет первым регионом, в котором мы намерены с нуля полностью построить всю цепочку системы обращения с отходами. Такой подход в состоянии обеспечить высочайший стандарт работы отрасли уже в самое ближайшее время».
Губернатор назвал этот проект уникальным. Его реализация позволит совершить в Ульяновской области своего рода экологическую революцию.
Виктор Никитин