Вопрос стоимости жилищно-коммунальных услуг вот уже много месяцев находится на жёстком контроле правительства Ульяновской области. Только за последнее время решению проблем ТЭК и ЖКК в этой части было посвящено несколько совещаний на уровне региона. Темой постоянного обсуждения является обеспечение эффективности госконтроля в электроэнергетике. Она напрямую связана с ростом стоимости ЖКУ. «Сверхнормативные потери ресурсов, – не устаёт повторять губернатор Сергей Морозов, – не могут до бесконечности компенсироваться за счёт роста тарифов. Необходимо технологическое перевооружение отрасли, реализация мероприятий по энергосбережению, повышение прозрачности тарифообразования».
Многое в этом направлении уже сделано. Однако есть и проблемы. Одной из главных, по словам директора департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики области Дмитрия Сычёва, является расчёт фиксированного тарифа на прогрев холодной воды. Есть такое понятие, как «небаланс», когда более 60 процентов совокупного платежа за коммунальные услуги составляют горячее водоснабжение и теплоснабжение. Мы давно уже стали заложниками ситуации, при которой производим больше, чем потребляем. А разницу оплачивает потребитель, прежде всего, население. Решение проблемы «небаланса» видится в повышении качества управления коммунальными процессами, оптимизации систем тепло- и водоснабжения, законодательном регулировании этих вопросов, как на региональном, так и на федеральном уровне. Сегодня вопрос сводится к наличию фиксированного тарифа на подогрев холодной воды. «Установление на федеральном уровне предельного расхода тепловой энергии на подогрев одного кубометра воды, – говорит Дмитрий Сычёв, – при обязательном наличии общедомовых приборов учёта ГВС заставит управляющие организации заниматься энергосберегающими мероприятиями, а не самоустраняться от проблем жителей».
В этой связи губернатор поручил при содействии правоохранительных органов провести выборочную проверку тарифов, установленных крупными предприятиями и муниципальными образованиями области. Тогда же глава региона заявил о необходимости разработать план мероприятий по снижению стоимости ЖКУ на ближайшие пять лет.
Несколько раньше решался вопрос о снижении платы за ЖКУ до 10 процентов от совокупного дохода семьи. Это огромная нагрузка на региональный бюджет. Как говорит заместитель председателя правительства – министр строительства Ульяновской области Александр Букин, на предстоящие два года для решения этой задачи потребуется закладывать в бюджет области не менее 300 миллионов рублей. До конца текущего года цифра расхода совокупного дохода семьи останется неизменной – 22 процента. Её обеспечивает федеральный бюджет. Доведение до 10 процентов от совокупного расхода ложится на плечи региона. Процесс будет происходить поэтапно: в 2014 году и далее состоится снижение на пять, а затем ещё на 10 процентов. В итоге получим желаемую цифру.
Пока что изменился размер выплаты субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Это произошло в связи с введением в действие региональных стандартов стоимости ЖКУ за первое полугодие 2013 года, которые, как известно, утверждаются ежегодно. «Региональные стандарты на второе полугодие 2013 года, – говорит министр труда и социального развития Ульяновской области Анатолий Васильев, – будут рассчитаны с учётом вновь предоставленного гражданам права выбора оплаты услуги «теплоснабжение» посезонно, то есть только на время отопительного сезона или круглогодично равными частями в течение 12 месяцев. Губернатором Ульяновской области нам было дано поручение рассмотреть возможность ограничения затрат граждан на ЖКУ в пределах 10 процентов. Наше министерство работает в этом направлении».
Здесь будут трудности. С первого июля, как известно, вводятся новые тарифы на ЖКУ. Они не превысили требуемых президентом страны шести процентов в целом по году. Вместе с тем, тарифы на газ опять выросли на 15 процентов. «Это не позиция Федеральной службы по тарифам (ФСТ), – поясняет Дмитрий Сычёв. – Есть прогноз социально-экономического развития России, в рамках которого установлены показатели роста тарифов естественных монополий. Соответственно этому ФСТ выполняет распоряжение правительства РФ, в том числе о повышении на 15 процентов тарифов на газ. Но как только состоится пересмотр упомянутого прогноза, ФСТ пропорционально изменит и все остальные тарифы». Директор департамента считает, что если все будут поставлены в равные условия, прежде всего газовики, тогда можно будет «замораживать» цены, как это в последнее время предлагается. Но не раньше. «Заморозка» тарифов – вещь опасная. Цены можно остановить. Но если тарифы, как сегодня на газ, будут продолжать расти, то ни одно предприятие этого не выдержит по причине отсутствия компенсирующего затраты механизма.
Эксперты называют три основных фактора, влияющих на коммунальные платежи. Первый – тарифы. Предельный их уровень устанавливает федеральный центр, рабочий уровень – региональные власти. Второй – нормативы потребления. ?х, опять же, устанавливают регионы. Третий – меры социальной поддержки. Это вновь прерогатива региональных центров. Решение их федеральные власти брать на себя не будут. Но при этом учинят строгий спрос по реализации полномочий на местах. Задача сложная, но выполнимая. «Считаю, – делает вывод глава региона Сергей Морозов, – что только совместными усилиями потребителей, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, органов власти всех уровней можно навести порядок. Для этого нужна стратегия – понимание, в каком направлении надо двигаться. Она у нас есть».
Виктор Никитин