Яндекс.Метрика
Июнь – месяц Сабантуя
11:3221 июня 2013
Сабантуй 1Жан М?НДУБАЕВ   ?ЮНЬ – МЕСЯЦ САБАНТУЯ   Это славословие в честь одного из самых любимых мною праздников я хотел бы начать с оговорки. Я (думаю) человек поликонфессиональный. Я считаю, что в биографии любой конфессии были и есть страницы как зовущие к добру, свету, радости, доброте, так и не просто неприемлемые нравственным чувством человека, но и ужасающие. Не стоит их перечислять, тем более сегодня, накануне дорогого для многих народов праздника Сабантуя. Теперь – к делу. Точнее, к эмоциям. ?юнь…Время белых ночей. Дни богини Юноны, покровительницы браков и рождения. Волшебная пора травоцвета. Все это сказано о самом светлом, самом солнечном месяце –июне. Но есть у этого прелестного времени ещё одно определение: месяц Сабантуя. Так называют июнь на моей родине, в Татарстане. Кстати, а вам известно, что такое сабантуй? Помните строчку из «Василия Тёркина»? – Сабантуй – какой-то праздник? ?ли что там – сабантуй? – Сабантуй бывает разный. А не знаешь – не толкуй. Слышал, слышал Александр Твардовский о Сабантуе! Словцо со смыслом, привычное и в русской речи. Скажет кто-нибудь: «Ну и сабантуй был!» Всем ясно: речь идёт о происшествии заметном, необычном, исключительном. Но если всерьёз: что же это за штука такая, Сабантуй? Если кратко: весёлый народный праздник, венчающий окончание весенних полевых работ. Дословный перевод: праздник плуга. Но знать о Сабантуе лишь это – значит не знать ничего. Помню несытую послевоенную весну. Нелёгкие будни взрослых; недетские заботы у нас, ребятишек. Однообразная жизнь, скудный стол. ? вдруг однажды утром – чудо! На окраине села на высоком шесте трепещет на ветру алое полотнище. А под ним, на зелёной поляне — толпа, разноцветье праздничных одежд, ненадёванных всю войну. Шум, смех, озорные переливы гармошек. Смотрю на эту невидаль зачарованно с крыши сарая. А мать радостная, помолодевшая – протягивает рубль: – На пряники. Надевай чистую рубаху, на Сабантуй пойдём. Праздник сегодня… ? вот мы уже там, где собралась вся деревня. Вся! Даже белёсый бабай, просидевший, по-моему, всю жизнь на завалинке, и тот здесь. Окружён детишками, сыплет им в протянутые ладошки леденцы из новой, несмятой еще тюбетейки… А на зеленой поляне – мать моя! Глаза разбегаются. Прикатили из района продавцы-коробейники. Печенье, пряники, конфеты-подушечки; глиняные соловьи-свистульки… ? того, и другого уже попробовал – глазами, взглядом. А потный рубль всё ещё зажат в кулачке – жалко! С тех пор много воды утекло в родной Волге. Но каждый год зовёт меня Сабантуй на землю детства, в милый край… Утро – светлое, солнечное. Уже стоят высоченные качели на поляне. Парни раскачивают визжащих девчат – их-ух! ух! — в самое небо… Смех, крики. Молодёжь веселится. А мужчины озабочены: вот-вот начнется главное. Ведь и качели, и гармоники, и девичий перепляс – всё это лишь прелюдия праздника. У Сабантуя есть потехи – позабавней, развлечения – позатейней, состязания – посерьёзней. ? вот деды-аксакалы вместе с самыми уважаемыми людьми аула открывают праздник. Началось! Успевай смотреть да дивиться. На гладком бревне верхом добры молодцы сбивают друг друга мешками с опилками; бегут наперегонки девчата, держа в зубах ложки с яйцами – попробуй, не вырони! Раззудись плечо: дюжие дяди бьют горшки! Глаза завязаны, лупят палкой подряд и всё мимо, мимо! От смеха зрители за животы держатся… А неподалеку на высоченном столбе, смазанном мылом, – огненный петух в клетке. Кто сумеет подняться, выпустить птицу на волю? Пробует один, другой, третий… Все претенденты ползут вниз… Бывает с утра до вечера просидит петух на столбе, высокомерно поглядывая на неудачливых парней сверху: эх, джигиты-слабаки, силёнок не хватило добраться! Но вот началось главное событие Сабантуя – национальная борьба, керяш. Это эпицентр праздника. На кругу, плотно окружённом людьми – впереди ребятишки и старики, потом народ, сидя, на ногах, а за ними стоя на грузовиках и телегах, чтоб всем было видно! – топчутся друг против друга два карапуза. От горшка два вершка оба, но опоясаны кушаками; сопят, стараются, изображают настоящих джигитов… Это затравка, первые бойцы. Потом будут старше и старше. ? вот уже зрители, то затаив дыхание, то в криках восторга, следят за борьбой всерьёз… Бросил противника на обе лопатки — победа! Не только за честь свою, но и за честь аула или района… Никому не заказан вход на круг: выходи, пробуй удаль и силу! ? бывает: всех кандидатов в победители уложит аккуратно совсем незнакомый гость. Подхватит главный приз: барана – на плечи – и пошёл себе спокойно восвояси, посрамив остальных… Ах, этот победитель сабантуйских ристаний – батыр! Кумир мальчишек, причина тайных девичьих вздохов; всеобщий любимец, почётный гость в любом доме, уважаемый человек – и на долгие годы… Помню, меня познакомили с «батыр-бабаем». Было старику уже под семьдесят, победу он одержал лет сорок назад, но в округе о том не забыли… Борьба и скачки – вот что по духу моему народу. Посмотреть на джигитов, а то и самому испытать азарт ристаний ради этого идут, едет и летят к месту Сабантуя. «На прошлом празднике было пятнадцать тысяч гостей, а нынче ждём еще больше, – пишут земляки. – Приезжай!» Еду. Как не ехать! Ведь все едут: родственники, друзья, знакомые. За сотни и тысячи километров. В железнодорожных и авиационных кассах Татарстана слово Сабантуй срабатывает как депутатский мандат. Ведь Сабантуй не только щедрое веселье, не только торжество по поводу окончания полевых работ, но и символ дружбы, славославие роду землепашцев, обряд народного единения. Быть живым-здоровым и не показаться на Сабантуе – крепко обидеть родных, односельчан, а то и целый район. Нет, это невозможно! ? вот я опять среди тех, в чьей душе радость и веселье неразлучны с добротой и трудолюбием; среди тех, кто удаль и мужскую доблесть не путает с бахвальством и развязностью; среди тех, кто стыдится пьяного хвастовства и краснобайства даже на Сабантуе… ? как покойно, светло и радостно мне на этом празднике! Как совершенно верно отмечал Тёркин, Сабантуи бывают большие и малые: деревенские, районные и, наконец, главный республиканский. ?менно его дружно празднуют ежегодно в день рождения Татарстана, все мои земляки-татары, русские, марийцы, чуваши, удмурты, все, кто живет на берегах Средней Волги и Камы. Мне всего милее малый деревенский сабантуй. Он начинается с того, что самый весёлый бабай с гармошкой объезжает весь аул. Он собирает подарки для детей. Это древний обычай. Бабай едет на телеге, сзади которой торчат три длинных шеста. На это шесты весёлые хозяйки навязывают игрушки, платки, ленты, яркое вязание. Ведь ни один малыш не должен остаться без подарка за участие в любой игре, в любом состязания … Детей у нас любят и вскоре повозка бабая напоминает павлина, ярко-пёстрый хвост которого раздувается ветром… Таким он и появляется на майдане, где уже собрался народ. Это обязательный элемент главного праздника года в состязаниях, плясках и песнях которого может принять участие любой желающий. Впрочем, не разболтался ли я, как захмелевший бабай? Приезжайте-ка лучше в Татарстан в июне все увидите своими глазами… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Добро пожаловать! Рахим итегез!