Яндекс.Метрика
Ульяновский автомобильный завод – сын Великой Отечественной войны
12:0508 мая 2013
завод им.СталинаДважды награждённый орденом Трудового Красного Знамени, а также дипломом торгово-промышленной палаты СССР, сейчас Ульяновский автомобильный завод – это один из ведущих отечественных производителей автомобилей. А родилось предприятие в годы Великой Отечественной войны, за которые «УАЗ»  выпустил более семи тысяч автомобилей и двадцати тысяч моторов. ?стория «УАЗа» началась в июле 1941 года. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение эвакуировать из Москвы на восток страны крупнейшие предприятия и, в том числе, открыть сборочное производство завода имени Сталина в Ульяновске. В октябре 1941-го станки и более полутора тысяч москвичей – коллектива Московского автомобильного завода – прибыли в пункт назначения - Ульяновск За одиннадцать дней работники предприятия демонтировали и погрузили почти тринадцать тысяч единиц оборудования. Рабочие разгружали эшелоны своими руками, фактически без использования техники, с помощью деревянных катков, верёвок, автогенов и ломов. Бараки для эвакуированных работниковАвтомобильный портал auto.mail в материале, посвящённом 70-летию «УАЗа», приводит следующую цитату очевидцев: «Поезда с эвакуированными двигались очень медленно, пропуская военные эшелоны, мчавшиеся навстречу с большой скоростью. На большинстве участков железная дорога имела всего одну колею, поэтому на некоторых станциях поезда простаивали сутками. Еду варили в общих вёдрах, куда каждый опускал свой кусок мяса. В неотапливаемых вагонах было холодно, спали, не раздеваясь, детей клали в середину. Но многие из них всё же заболели бронхитом, воспалением лёгких...» — вспоминают начало войны эвакуированные Днём рождения завода принято считать 30 ноября 1941 года – именно в этот день предприятие было официально зарегистрировано как Ульяновский автомобильный завод имени Сталина. К новому 1942 году цех боеприпасов выпустил первую продукцию – авиационные снаряды. В марте 1942-го удалось запустить инструментальное производство, а к маю уже было собрано пять грузовых автомобилей З?С-5. Не обошлось и без накладок: машины были без двигателей, выпуск которых ещё не успел начаться в Миассе. В октябре, когда регулярные поставки моторов удалось наладить, заработал главный сборочный конвейер. В июле на заводе в сутки собирали уже двадцать-тридцать машин. Строительство завода22 июня 1943 года было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. ?сполком выделил за Свиягой двести гектаров земли под промышленную и жилищную застройку. В то время Ульяновск представлял собой районный центр Куйбышевской области с населением в 105 тысяч человек, здесь не было ни котельных, ни электростанций, которые могли облегчить строительство предприятия. Завод построили в кратчайшие сроки практически голыми руками. Кстати, именно строительство предприятия положило начало самому крупному району города – Засвияжскому, главную улицу которого назвали Автозаводской. Первый собственный автомобиль – дизельный грузовик УльЗ?С-253 – Ульяновский автозавод выпустили в 1943 году. Эта 3,5-тонная машина по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступала американскому «Студебеккеру», за что и получила высокую оценку специалистов. З?С-5В конце 1944 года выпуск автомобилей З?С-5 приостановили – модель передали в уральский город Миасс. ? теперь перед ульяновским заводом стояла новая задача: автомобиль ГАЗ-АА, рассчитанный на перевозку полутора тонн. Первый грузовик этой модели выпустили 26 октября 1947 года. Через два года завод выпускает опытную модель УАЗ-300. Автомобиль превосходно выдержал все испытания, однако в массовое производство не пошёл. После окончания войны простаивающие мощности загрузили производством «полуторок», грузовиков ГАЗ-ММ, которые выпускали до 1950 года. В октябре 1954-го по решению министерства автомобильной промышленности СССР в Ульяновск «сослали» другую газовскую модель – внедорожник ГАЗ-69. УльЗиС-253Одновременно с освоением «шестьдесят девятого» Ульяновский автозавод обрёл самостоятельность – был создан отдел главного конструктора, которому предстояло проектировать автомобили под собственной маркой, ими стало семейство грузовиков УАЗ-450 – полноприводных автомобилей вагонной компоновки, которые не имели на тот момент аналогов в мире. Кстати, УАЗ-469 (из семейства УАЗ-450) стал первым автомобилем в мире, покорившим Эльбрус. В августе 1974 года три стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля достигли ледника на горе Эльбрус на высоте в четыре тысячи метров по серпантинному склону всего за 38 минут. За почти 72-летнюю историю «УАЗ» выпустил более 4,6 миллионов автомобилей. Продукция завода неоднократно удостаивалась государственного Знака качества, а также многочисленных медалей и дипломов различных конкурсов.   Ольга Турковская Фото предоставлены пресс-службой Ульяновского автомобильного завода