Яндекс.Метрика
Отец Алексий Кормишин: «Важно понять, кто мы такие»
14:3714 марта 2013
DSC05749На всём пути от Ульяновска до границы с Мордовией нет благолепнее храмового комплекса с белой надписью на засечной черте: «Арское – 1649 – 2009». Белоснежные церкви и тянущиеся ввысь купола подобны лебедям, готовым взмыть в синее небо. Между тем судьба этого места столь же светла, сколь и трагична.   «? это прочно, и это навсегда»   По царскому Указу в начале января 1648 года началось строительство Карсунской части Симбирской засечной черты. На ней возводились деревянные сторожевые башни и укрепления, а рядом строились казачьи станицы. Вот что писал в своей книге «Сведения Симбирского уезда за 1903 год» историк и краевед Павел Мартынов: «В числе слобод, основанных в 1649 году для заселения Симбирской черты, была и Арская слобода на реке Сельди. ?з города Арска (на реке Казанке выше города Казани) сюда переехали 50 человек конных казаков и наделили их землёю. После 1708 года эти переведенцы ушли на юг. Принадлежавшая им земля осталась у казны и впоследствии пожалована частным лицам» … В то время царём и великим князем Всея Великия и Малыя и Белыя Руси был Алексей Михайлович Романов. Вопрос утверждения православной веры среди язычников являлся для него не менее важным, чем военное присутствие на осваиваемых землях. Существовавший тогда специальный чин закладки новых городов начинался с возведения церкви. Храм виделся важнейшим военным и политическим объектом, как утверждение власти Божественной и царской: «Мы явились сюда с Господом, и это прочно, и это навсегда». DSC05769Арское исключением не стало. Шестого января (19-го по новому стилю) 1649 года Богоявленская церковь отметила свой первый престольный праздник. Сегодня она по праву считается самым древним храмом Поволжья, являясь одновременно памятником истории и культуры. … Отец Николай Добролюбский служил в храме с ноября 1892 по 1900 год. В 1901 году здесь было открыто братство во имя священномученика Харлампия. Основной целью братства являлась противораскольническая деятельность, а также попечительство о вдовах и сиротах. В своём составе оно имело пожизненного братчика – отца ?оанна Кронштадского, тогда ещё не прославленного в лике святых. Основатель братства отец Николай Добролюбский 23 августа 1919 года принял мученическую смерть от рук большевиков. Последним настоятелем храма был священник Пётр Малашкин. О судьбе его сведений не сохранилось. Богоявленская церковь была единственной из пригородных храмов Ульяновска, которая 21 год действовала при большевиках. Это тем более удивительно, что Симбирск, как известно, был родиной вождя мирового пролетариата и отношение к церкви и священнослужителям здесь было крайне агрессивным. Тем не менее, в храм, особенно в праздники, стекалось великое множество людей из соседних сёл и Ульяновска. Здесь тайно крестили детей, венчались, соборовались … В 1938 году храм Богоявления Господня закрыли. После этого в нём попеременно размещались клуб, тракторная мастерская, зернохранилище. Одно время здесь жгли автошины, закоптив стены и бесценные древние фрески. Сохранился только крест на куполе церкви. По приказу властей его несколько раз пытались сорвать тросом. Но только погнули, а трос постоянно рвался. С тем и отступились. Храм тем временем продолжал разрушаться и к началу нынешнего столетия являл собой руины. Но пришли новые времена.   По вере вашей да будет вам   DSC05795В марте 2002 года Указом архиепископа Симбирского и Мелекесского Владыки Прокла священнослужитель Благовещенской церкви города Ульяновска протоиерей Алексий Кормишин был назначен и с августа этого же года переведён на постоянное служение в качестве настоятеля Богоявленского храма. Взявший на свои плечи крест настоятеля прихода Алексий Кормишин застал здесь мерзость запустения. Полуразвалившийся храм, старая ограда, заваленная мусором территория. Это всё, что он увидел. В Арском поначалу даже не нашлось людей для организации работы прихода. Но, помолясь крепко Богу, он приступил к делу. Церковно-приходской совет из 10 человек всё-таки собрали. В городе и окрестных сёлах поставили церковные ящики для пожертвований. За полтора месяца набрали целых … 650 рублей. А под рукой двое беспризорников, да ветеран чеченской войны, вот и все строители. Работали за тарелку супа. Денег на счету ни копейки. Отец Алексий решил для себя: «Не будем ходить с протянутой рукой. Если мы никому не нужны, станем «государством», которое само себе будет помогать». «Помогать» оказалось делом трудным. Нужда гнула спины. Бабка в трапезной втихомолку плакала: для рабочих не хватало хлеба. Не было в достатке крупы. Варили «тройную кашу»: понемногу пшена, риса и гречки. Сегодня это экзотика, фирменное блюдо, а тогда – единственное средство выживания. DSC05787Разброд среди немногочисленных прихожан, финансовый голод сводили на нет усилия по ремонту храма. Отсутствие специалистов-реставраторов, непрофессиональная работа привели к тому, что памятник истории и культуры стал разрушаться больше прежнего. Сказывалась текучка кадров. За семь лет строительства сменилось 700 рабочих. Получив специальность и навыки работы, уходили, подряжаясь на большие деньги к состоятельным людям. Новеньких приходилось обучать заново. Это выматывало. Но при всех трудностях было очевидно, что отец Алексий выбрал правильный путь. Скоро люди стали в один голос утверждать: «Бог нам благоволит». ?наче как можно объяснить, что кованый крест главного купола, согнутый в своё время попытками сорвать его наземь, стал самостоятельно выпрямляться. А когда вокруг храма поставили строительные леса, на его стенах стали проявляться фрески «Благословение детей», «У источника», «Моление о чаше», «Пресвятая Богородица», «Разговор с самарянкой», «Господь Саваоф». Специалисты подтвердили, что процессы происходят без вмешательства рук человеческих. Зимой 2003 года после одного из молебнов, проведённых в полуразрушенном храме, на стене в алтарной части появились водяные капельки. Они продержались несколько часов, потом ручейками сошли вниз, смывая грязь и копоть, а на стене появилась фреска «Мария Магдалина».   «Обыкновенное» чудо   Отец Алексий по своему проекту, его мирская профессия архитектор, и с благословения Владыки Прокла в июне 2002 года приступил к строительству церкви Святой Блаженной Ксении Петербургской. Новый храм был освящён 17 апреля 2003 года. Построили его всего за девять месяцев. Ничем иным, как чудом и промыслом Божиим, настоятель это объяснить не может. Под алтарём храма разместили крестильную с единственным на тот момент в Ульяновской области баптистерием – особой купелью для крещения людей полным погружением в освящённую воду. При строительстве нового храма из-под него забили семь источников, которые объединили в родник Ксении Петербургской. Поставили здесь часовню и две купели: одну для набора питьевой воды, другую для купаний. DSC05816Сегодня храмовый комплекс включает в себя две церкви – Богоявления Господня и Ксении Петербургской, церковно-приходскую школу, подворье, иконную лавку, кельи. А ещё трапезную, поликлинику, конференц-зал, швейную и столярную мастерские, теплицу, пекарню ... Приход активно сотрудничает с общественными организациями, учебными заведениями, воинскими частями. На его базе проводятся международные православные лагеря, Рождественские фестивали, Арские чтения: перечень славных дел можно продолжать долго. Отец Алексий не скрывает, что работа порой идёт на энтузиазме: денег не всегда хватает. Но ту же признаётся: «Не сделаешь много на одних только деньгах. Важно понять, кто мы такие, душу вкладывать в работу, Веру Православную, без них погибнет любое начинание». Трудно с ним не согласиться. Добрая молва о храмах и родниках в Арском растекается всё шире и шире. Скоро наступит Великий пост.  Потянутся сюда на молитвенный час прихожане из окрестных сёл и деревень, паломники  из ближних и дальних городов и весей. А потом далеко понесут славу нашему краю, на карте которого есть такое благодатное место.   Виктор Никитин Фото автора