?з-за закрытия перинатального центра на ремонт ульяновские родильные дома перегружены.
В настоящее время в Ульяновске работает два родильных дома: перинатальный центр ульяновской городской клинической больницы №1 и роддом центральной клинической медико-санитарной части. Перинатальный центр областной клинической больницы всё ещё на ремонте, который по прогнозам закончится в марте, и его койки распределены между оставшимися роддомами. Однако, если проектные мощности относительного нового перинатального центра на Сурова позволяют справиться с увеличившимся числом рожениц, на родильном доме медсанчасти, последний ремонт которого проводился в 1996 году, перегруз сказался крайне негативно. Возможно, в этом кроется одна из причин появляющихся время от времени негативных отзывов рожавших там женщин.
Чтобы оценить положение дел в родильных домах и узнать больше о новом перинатальном центре, корреспондент ?А Мedia 73 посетил все три медицинских учреждения.
По сравнению с родильным домом медсанчасти, перинатальный центр на Сурова совсем новый и условия в нём соответствующие. 21 индивидуальный родблок, в котором роженица может находиться ещё два часа после родов вместе со своим ребёнком и при желании с отцом ребёнка. По словам врача акушера-гинеколога Натальи Петуховой, партнёрские роды приветствуются: «У нас очень много пап присутствовало на родах, бывает матерей или сестёр приводят, но чаще папы. Всё, что делается ребёнку, делается при родителях, а всё, что делается жене, делается при муже». Татьяна Симановская в момент визита нашего корреспондента находилась как раз в одном из таких блоков, за состоянием её плода следил фетальный монитор – новый аппарат, фиксирующий состояние ребёнка. «Всё здесь хорошо, медицинский персонал заботливый, – рассказывает Татьяна. – Единственное желание – поскорее родить». Блоки работают круглосуточно, все оборудованы столами-трансформерами, наборами первичной реанимации, в одном из блоков даже есть ванна для желающих рожать в воде, но Наталья Петухова отмечает, что приверженцы такой экзотики встречаются нечасто.
Если ребёнок рождается недоношенным или с перинатальной патологией, его помещают в отделение интенсивной терапии, оснащённое реанимационными столами, кувезами для выхаживания детей с низкой массой тела, аппаратами искусственной вентиляции лёгких.
В послеродовом отделении женщины находятся вплоть до выписки. Большинство палат двухместные, во всех предусмотрено совместное нахождение матери с ребёнком – детские кроватки и пеленальные столики. Санузлы тоже индивидуальные, а вот душевая кабина одна на этаж.
Всего на послеродовое отделение выделено 4 этажа, один из которых коммерческий – платные палаты и VIP-палаты. Стоимость пребывания в таких «апартаментах» колеблется от 16 до 20 тысяч рублей, отличаются повышенным комфортом, наличием телевизора и более уютной обстановкой. «Я здесь уже в третий раз, – рассказывает Наталья Колпакова. – Если бы мне не понравилось, пошла бы я сюда ещё рожать?»
В целом отзывы о перинатальном центре исключительно положительные, жалоб на медицинский персонал нет, условия пребывания вполне достойные. Конфликтные ситуации между роженицами и медперсоналом старший акушер Ольга Зубкова считает скорее исключением из правил: «Бывает, конечно, всякое. Но с этим ничего не поделаешь, нужно относиться с пониманием».
Часто женщины боятся боли – в перинатальном центре есть возможность сделать эпидуральную анестезию.
Однако недавно в твиттере появилось сообщение о том, что женщину не приняли в перинатальный центр городской клинической больницы, так как «мест не было». По словам родственников, из-за очередей и проволочек у женщины случился выкидыш. «По поручению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова сейчас проводится служебная проверка, она будет завершена в течение этой недели», - пояснила министр здравоохранения Ульяновской области Валентина Караулова.
Заместитель главного врача по акушерству и гинекологии Лилия Шабаева прокомментировала проблему загруженности центра: «У нас бывает огромная нагрузка. Роддом вместе с гинекологией рассчитан на 200 коек, но сейчас в роддоме 209 человек. К нам перешла часть коек из перинатального центра областной больницы. Поэтому, помимо одноместных и двухместных, мы сделали ещё и трёхместные палаты».
Стоит также напомнить, что в прошлом году перинатальный центр городской клинической больницы №1 получил сертификат и диплом лауреата конкурса «Лучший роддом Российской Федерации».
С родильным домом медсанчасти дела обстоят сложнее. Здание, капитальный ремонт которого последний раз выполнялся больше 16 лет назад, дефицит квалифицированных кадров и загруженность – всё это отражается как на состоянии пациентов, так и на отношениях медицинского персонала с роженицами.
В редакцию ?А Media 73 пришло письмо от Динары Микеевой, в котором женщина описывает свои впечатления от первых родов в медсанчасти, жалуется на антисанитарию и некорректное обращение медиков и медсестёр: «Я обратилась к врачу, чтобы осмотрел меня, так как начались схваткообразные боли, в ответ она на меня накричала, заявила, что врач здесь она, и она решит смотреть меня или нет. После кесарева сечения мне «повезло» и моя палата оказалась напротив туалета. Целую неделю, мы дышали ароматом тухлой крови».
В течение двух недель после кесарева сечения Динаре Микеевой не кололи ни обезболивающих, ни антибиотиков, что, возможно, стало причиной начавшейся сильной лихорадки. «Больше рожать в роддоме я не хочу, у меня теперь «роддомофобия», – пишет Динара.
Жалобы на антисанитарию были на слуху и раньше. В октябре 2011 года Дарья Косаринова в своём блоге описала плачевное состояние помещения роддома: «В дыру москитной сетки на окне заливал дождь. Окно не закрывалось, и мне не разрешили его заклеить, чтобы не дуло. Мокрицы падали с потолка мне на постельное белье. Я спала, укрывшись с головой. Мне было реально страшно, а за ребёнка ещё страшнее», – пишет Дарья Косаринова. В своей записи она также упомянула очереди в туалет, отсутствие шпингалетов на дверях душевых и неудобные промятые кровати.
Главный врач Центральной клинической медико-санитарной части Галина Баюсова не раз слышала подобные жалобы: «Мы реагируем очень болезненно, я каждую жалобу рассматриваю, как жалобу на себя. Но роддом старый. Мы меняем туалеты, ремонтируем, что можем. На 2013 год по программе модернизации запланирован ремонт роддома. Цена вопроса – 45 миллионов рублей». Ремонт в роддоме начнётся только с открытием перинатального центра в областной клинической больнице. Количество коек в родильном доме медсанчасти уменьшится со 110 до 75, упор будет сделан на обеспечение комфортных условий.
Роддом испытывает нехватку неонатологов, анестезиологов и медсестёр. Медикаментов хватает, самый дорогой препарат – куросурф, используемый для поддержания активной работы лёгких у младенцев, в достаточном количестве. Ежегодно только на него тратится от 5 до 8 миллионов рублей.
Случаи грубого обращения персонала больницы с пациентками, действительно, бывают. По словам Галины Баюсовой, не всегда у персонала больницы хватает терпения и умения, чтобы проявлять к женщинам должное внимание: «Мы ведём работу по решению этого вопроса. Может быть, на форумах и жалуются, но официальных жалоб в последнее время стало меньше. Вчера у нас было совещание со среднемедицинским персоналом всего лечебного учреждения, обговаривали вопросы этики. Выступали наши медсёстры, говорили о том, как надо вести себя с пациентами, обсуждали проблему взаимоотношений. Понимание со стороны работников есть, но, к сожалению, бывает всякое».
В качестве доказательства, что люди в коридорах не лежат и тараканы по стенам не ползают, нам провели экскурсию по роддому. Палаты в основном четырёх- и пятиместные.
Аппаратура всё та же: 6 новых кувезов для новорождённых, 6 фетальных мониторов, 5 новых дозаторов, лампы фототерапии, кислородная аппаратура, открытая реанимационная система. Но, несмотря на видимую чистоту, помещение оставляет желать лучшего. Глядя на старую мебель на постах медсестёр, складывается впечатление, что находишься в каком-то советском бюро, кровати в палатах обычные, деревянные и железные, с панцирной сеткой.
Ранее в разговоре главный врач упомянула, что по программе модернизации здравоохранения были заменены окна, однако во многих палатах окна старые, деревянные. «Нам не дует, они же заклеены, – говорит пациентка Юлия Александрова, показывая на отклеивающуюся кое-где бумагу. – Но окна лучше поменять. Да и вообще ремонт сделать».
Сильного запаха из туалетов не было, а вот в душевой в нос ударил «аромат» плесени, которая, собственно, и расползлась по углам и стыкам кафельной плитки. «Всё хорошо, вот только душ нужно отремонтировать, – просит Евгения Храмова – одна из рожениц. – А то из смесителей вода хлещет».
Несмотря на общую обветшалость и загруженность родильного дома ЦК МСЧ, женщины отзываются об условиях весьма положительно. «Питание всё свежее, горячее, медицинский персонал внимательный. Ремонт бы ещё сделали, особенно помещений общего пользования», – рассказывает Юлия Королёва. Все опрошенные женщины упомянули о крайней необходимости ремонта, и это нарекание было единственным.
В родблок (а он здесь один) нашего корреспондента не пустили, там проходили роды, все «кричат и плачут». В среднем в день бывает от 15 до 20 родов, 8-10 операций. Родблок состоит из четырёх палат, двух родовых залов и двух операционных.
Вопрос о конфликтных ситуациях врачи снова свели к индивидуальным особенностям рожениц: «Вы же сами видели, что в коридорах никто не лежит, тараканы по стенам не бегают. Многим не нравится помещение, хотят раньше домой, но мы не можем их выписать. Все женщины разные, а индивидуальных палат у нас тоже нет. Да и со средним медицинским персоналом сейчас трудно», – объясняет Татьяна Лебедева, заместитель главврача по управлению сестринской деятельностью.
В итоге, в ходе осмотра роддома медсанчасти никаких ужасов замечено не было. Явилось ли это следствием того, что руководство больницы видит актуальные проблемы и решает их по мере возможностей, или же демонстрируемые помещения были заранее подготовлены, а тараканы заведомо предупреждены – не понятно. Ни о каком комфорте речи не идёт, но и описанных ужасов нет. Объективно судить об истинном положении вещей могут судить только женщины, которые рожали в этом роддоме, но и отзывы тоже противоречивые.
? медицинский персонал перинатального центра городской клинической больницы №1, и главный врач ЦК МСЧ заверяют, что с открытием перинатального центра в Ульяновской областной клинической больнице проблемы со штатным расписанием, нехваткой кадров и коек станут не так ощутимы.
Свежеотремонтированный центр сможет вмещать 141 женщину. Заместитель главного врача по акушерской и гинекологической помощи Ульяновской областной клинической больницы Валентина Жданова продемонстрировала нам полностью оснащённую палату и родильный бокс. Душевая и санузел индивидуальные, в каждой палате свои, мебель новая, кровати, регулируемые по высоте, рядом пеленальный столик. «У нас все палаты бесплатные, спроектированные по европейскому варианту. Все одноместные или двухместные, трёхместная палата только одна.
Родильный бокс оборудован электрической кроватью-трансформером, лёгкой в управлении, фетальными мониторами, открытой реанимационной системой, дозаторами для введения препаратов – одним словом имеет весь необходимый инструментарий.
Открытие запланировано на март, в настоящее время монтируется оборудование, завозится новая мебель. Стоит надеяться, что открытие третьего роддома станет для двух других облегчением. В особенности для родильного дома ЦК МСЧ, для него это будет означать капитальный ремонт и полную реконструкцию корпуса.
Алексей Хорошилов