Яндекс.Метрика
В чьих руках судьба тереньгульской усадьбы Перси-Френч?
13:1225 ноября 2016

Начнём с другого. По информации из Департамента культурного наследия Ульяновской области «Ансамбль загородной помещичьей усадьбы дворян Дубровиных» в селе Зеленец Тереньгульского района представляет собой комплекс зданий, построенных, предположительно, в период времени с первой половины 19 по начало 20 века. Это что касается конюшни и усадебного парка. А вот строительство кирпичного одноэтажного здания господского жилого дома датируется точно – 1848 годом. Внутри него произведена частичная перепланировка, в отдельных местах сохранилась лепнина. Здание используется Красноборским сельским поселением, при этом, правда, не уточняется, по какому назначению. Одно известно достоверно: комплекс включен в список объектов культурного наследия.

Управлением по госохране объектов культурного наследия направлен запрос в областной архив для установления данных о помещике Дубровине. Планируется проведение экспертизы, по результатам которой будет принято решение о включении в реестр указанного объекта культурного наследования либо отказе во включении.   

А вот судьба главной достопримечательности Тереньгульского района, которой является усадьба Перси-Френч, многие годы остаётся под вопросом. Сначала немного истории. Сведения об усадьбе противоречивы. По одним данным, её построили князья Голицыны во второй половине 18 века. После чего спустя некоторое время она перешла во владение богатейшего землевладельца, тайного советника Александра Никифоровича Скребицкого. По другой информации, усадьбу построил сам Скребицкий. После кончины генерала владелицей усадьбы стала его дочь София Стремфельд. Она, в свою очередь, завещала имение крупной землевладелице баронессе Кэтлин Эмилии Александре Перси-Френч, известной в Симбирске как Екатерина Максимилиановна. Сразу после октябрьского переворота 1917 года баронесса вернулась из Петрограда в Симбирск и с горечью узнала, что её имение в Тереньге национализировали, то есть попросту разграбили. Перси-Френч покинула наши края и больше никогда сюда не возвращалась. 

А на долю усадьбы выпали нелёгкие испытания. Во время Гражданской войны здесь какое-то время располагался штаб каппелевцев. Потом были годы забвения. Спустя 11 лет после переворота усадьбу восстановили и отдали под райисполком, потом под школу крестьянской молодёжи, начальную школу, интернат, общеобразовательную школу. В 2003 году учебное заведение под предлогом недостатка финансирования перевели в другое здание. С опустевшей усадьбой первое время пытались что-то сделать. Но в 2005 году махнули рукой, окна и двери уникального здания наглухо заколотили, на том всё и кончилось. Признание памятником архитектуры 18 века и объектом культурного наследия ничего в судьбе усадьбы не изменило.

Как много позже скажут в администрации района, «испробовав все ресурсы на местном уровне, мы не достигли такого результата, чтобы наш проект вышел в широкое медийное пространство». Читай так, хотели что-то сделать, но ни сил, ни средств на спасение усадьбы не хватило. Судя по всему, не хватило их и у регионального министерства культуры, которое больше других должно было быть заинтересовано в спасении объекта культурного наследия.   

Луч надежды блеснул в минувшем году. Проект реставрации, точнее, спасения усадьбы Перси-Френч был презентован на Международном культурном форуме, проходившем в Ульяновске. Эксперты проявили к проекту интерес и побывали в усадьбе. Высказаны были пожелания восстановить памятник архитектуры в рамках частно-государственного партнёрства. С тех пор прошло больше года. Усадьба продолжает умирать …

 

Виктор Никитин