«В России увеличилось число авиапроисшествий». Мы намеренно озаглавили материал громким и провокационным заголовком, чтобы в очередной раз проиллюстрировать топорные методики антироссийской пропаганды.
Фейки про авиацию в РФ
В «оппозиционном» инфопространстве возросло количество фейковых сообщений о состоянии российской авиации. От панических заявлений, что «скоро самолёты в РФ перестанут летать в принципе», до псевдоаналитики об антирекордах по количеству авиапроисшествий. Однако разобравшись в содержании подобных текстов поближе мы выяснили, что это фейки, написанные по единой методичке.
Издания-иноагенты и украинские фейкомёты постоянно пишут о различных «проблемах» внутри России. В своих «исследованиях» они совершенно не заботятся о разработке чёткой методологии или анализе актуальных данных, выбор объекта для них также не первостепенен. Главное для антироссийской пропаганды — сформировать антироссийские настроения у своей аудитории, попытаться вызвать панику у россиян с целью дестабилизировать обстановку внутри РФ и попросту отработать гранты на свою деятельность от стран Запада.
Фейки про «Суперджет»
Но почему сейчас главной темой вбросов была выбрана именно тема авиации? Ответ прост — заинтересованность аудитории. После происшествия с российским самолётом в Анталье внимание общественности было направлено на тему авиабезопасности.
Этим воспользовались авторы фейков всех уровней. Сначала они активно пытались спекулировать на тему причин происшествия. Главной версией пропагандистов были санкции. Якобы вот и доказательство работы ограничений Запада против России — скоро в стране не будет гражданских самолетов.
Однако «Суперджет» был выпущен в 2017 году задолго до введения новых ограничений, а эксперты подробно рассказали о стабильном состоянии импортозамещения в России и возможности страны самостоятельно обслуживать собственный авиапарк. Дополнительным аргументом в опровержении подобных фейков стала информация о том, что происшествие не было вызвано конструкцией лайнера.
Выход на абстрактный уровень
После разгромных разоблачений антироссийская пропаганда переключилась на более абстрактные фейки об общем состоянии российской авиационной сферы.
Наглядным примером является «расследование» изданий-иноагентов, полностью существующих за счёт западных спонсоров. Однако все громкие выводы в нём также являются фейками и основаны на «притянутых за уши» цифрах и ничем не подкреплённых домыслах:
— «Россия в этом году поставила антирекорд по количеству авиаинцидентов»
Сами авторы «расследования» признаются, что брали данные из открытых публикаций СМИ. Как известно — это совершенно ненадёжный источник подобных данных для точной аналитики. Рост количества публикаций на тему авиапроисшествий вовсе не связан с реальным ростом их количества. Похожая ситуация уже происходила в 2023 году. Тогда ряд антироссийских изданий подсчитал количество упоминаний об авиаинцидентах в СМИ и сделал ложный вывод о катастрофическом ухудшении авиабезопасности в РФ. Однако позже эксперты полностью опровергли вбросы иноагентов. Ссылаясь на официальную и подтверждённую статистику, они показали, что количество происшествий на авиационном транспорте в 2023 году по сравнению с 2022 даже уменьшилось.
— «208 авиаинцидентов в 2024 году»
Большие вопросы вызывает подбор терминологии и методики подсчёта «иноисследователей». Авиационный инцидент — это событие, которое связано с использованием воздушного судна и могло создать угрозу его целостности, однако не закончилось авиационным происшествием. Сюда входят далеко не только проблемы с техникой, но и столкновения с птицами, нарушения порядка использования воздушного пространства, попадания в зону турбулентности (природный фактор) и так далее. Исключали ли авторы фейка подобные случаи из выборки и по каким параметрам производили её — в «расследовании» не указано.
— «Антирекорд за последние шесть лет»
Пропагандисты пытаются максимально обезопасить себя, делая парадоксальные уточнения. Их основной тезис — «Россия может лишиться авиапарка из-за санкций». И в этом же тексте дается намёк на то, что шесть лет назад ситуация могла быть хуже. Но ведь шесть лет назад Россия ещё не возглавляла мировой «хит-парад» подсанкционных государств!
— «В России вынуждены идти на компромисс в вопросе качества деталей».
Тезис также не раскрыт пропагандистами, хоть и вынесен в заголовки. По заявлению авторов, у России нет доступа к деталям для самолётов — страна якобы не может их ни закупить, ни произвести. О каком качестве тогда идёт речь, ведь если закупить авиакомпоненты Россия всё-таки может, то значит можно закупить и качественные детали. А если страна может их производить — значит она может и улучшить качество производства.
Официальные данные
Интересно, что по данным Росавиации число авиапроисшествий в стране в 2024 году действительно выросло. Однако речь не идёт ни о каких «антирекордах». Предоставленные расчёты сделаны на основе числа происшествий в коммерческой авиации и в авиации общего назначения, а большая часть авиапроисшествий произошла при использовании вертолётов.
«Государство не склонно к самоуспокоенности. Для повышения уровня безопасности полётов проводится огромный объём ежедневной работы. Обеспечение безопасности полётов остается для нас главным приоритетом», — прокомментировали вопросы в Росавиации.