Об историческом событии в жизни авиапредприятия заводской газете «Старт» рассказал бывший главный инженер ЛИК, член Совета ветеранов Юрий Гнусин.
«Постараюсь со скрупулёзной точностью воспроизвести хронологию первого полета. Итак, 10 октября 1985 года состоялась долгожданная выкатка самолёта Ан-124 из сборочного цеха и отправка на аэродром. Конечно, аэродром был недостаточно оборудован, границы обозначались весьма условно. Но была готова взлётно-посадочная полоса, магистральная полоса, основные рулёжные дорожки. Был ещё передвижной командно-диспетчерский пункт (СКИП), смонтированный на автомашине. С двух сторон ВПП были задействованы радиоприводы. Успешно работала сформированная метеослужба. К лету 1985 года мы укомплектовали авиаспециалистами ЛИС около 200 человек. Поскольку на работу принимались опытнейшие кадры, проблем практически не возникало. Приличную часть специалистов мы оставили в Киеве, зная, что основные испытания нашей машины будут на Киевской базе ЛИиДБ «Гостомель». 29 октября 1985 года – день рождения Комсомола. Дата первого полёта была назначена на этот день. Чем ближе был день подъёма, тем напряженнее работали специалисты. Иногда ту или иную систему просто было невозможно отработать из-за отсутствия оборудования на борту. Конечно, это осложняло процесс доводки, но то, что зависело от людей, делалось в срок», – вспомнил Гнусин.
По его словам, в конце октября в Ульяновск прибыл экипаж, а также руководители из Киева, Москвы, Ленинграда, Запорожья и ряд поставщиков. Погода: постоянный снег, сильнейший ветер. Температура около 0С̊, под ногами слякоть, плохая видимость. 29 октября полёт не состоялся. Весь процесс контролировал генеральный директор авиакомплекса Фен Абдулин. Начальник метеостанции Зоя Шайхутдинова ему доложила: «Сегодня день пропал, но завтра будет перестройка в погоде. Снежные заряды пройдут волнами. Между волнами будут приличные промежутки. Пожалуй, это неплохо, есть шанс совершить полёт, только давайте всё тщательно рассчитаем».
Гнусин рассказал, что по его ощущениям, ничто не отличало 30 октября от предыдущего дня: снег, ветер, почти никакой видимости. Все заметно нервничали, с утра провели совещание.
«Мне, как главному инженеру, предстояло быть непосредственно на борту и контролировать работу инженерно-технического состава. Каждая бригада во главе с инженером по эксплуатации готовила системы и, только всё тщательно проверив, выпустили акт готовности на полёт. Держу в руках акт готовности, несколько пунктов не закрыты. Знаю – инженер по эксплуатации Владимир Колчин не подписывает, пока не установят ключи в систему опознавания. А устанавливать нельзя – нет команды. Здесь же инженер по эксплуатации Валерий Лапко – тоже ждет решение на полёт – ему ведь нужно гироскопы раскрутить и вывести на режим. Рядом находится главный конструктор Пётр Балабуев, который каждые пять минут спрашивает: «Как у тебя дела? Все ли работает?» Я вижу, переживает, наверное, больше всех. Время уже обед, и команд никаких нет. Я вышел из самолёта. Ветер сильный, холодный. Снег стал реже, но все еще сыпет. Мы с утра всем службам определили задания, нужно только чётко исполнить», – рассказал ветеран.
Первым по команде должен был взлететь самолет-разведчик погоды Л-39, за ним – Ту-134, который вёл видео- и фотосъемку. Затем взлетал сам Ан-124. В воздухе Ан-124 и Ту-134 должны были синхронно параллельно лететь. Самая сложная задача предстояла аэродромной службе. Как только от метеорологов поступило бы сообщение о прохождении волны снега, уборочная техника должна была выйти на ВПП и быстро убрать снег, после чего началось движение самолётов на вылет.
«Смотрю – бежит начальник ЛИС Юрий Карелин: «Ты отправишь в полёт и будешь свободен, возьми под себя уборочную технику. Посадка будет непростой!» Прошла команда. Пропускаем одну волну снежного заряда, после второй и благоприятного прогноза метеорологов – взлетаем. И вот, эта минута наступила. По команде все уборочные машины ушли с полосы, со СКИП взлетает зелёная ракета. Первым юркнул разведчик погоды Л-39 и скрылся в разрывах облаков. Ан-124 ушёл на исполнительный старт и ждёт взлёта Ту-134. Взлетает Ту, делает большой круг, ждёт взлёта «Руслана». И вот в 14 часов 20 минут Ан-124 начинает разбег по ВПП и с рёвом отрывается от земли. За штурвалом корабля Александр Галуненко – заслуженный летчик-испытатель СССР, мастер спорта международного класса, кандидат технических наук. С левого борта Ан-124 синхронно идёт Ту-134. Вскоре все скрылись в разрывах туч. Я с большим уважением хочу перечислить всех членов экипажа, с которыми мы крепко сдружились во время работы на киевской базе в Гостомеле: ведущий инженер по летным испытаниям Михаил Харченко, второй пилот Сергей Максимов, старший бортинженер Александр Шулещенко, бортинженер по авиационному оборудованию Сергей Жовнер, штурман Валерий Солошенко, бортрадист Игорь Слинченко. Ну и, конечно, наша гордость: ведущие инженеры по ЛИ Анатолий Данилов и Александр Романенко», – вспомнил Гнусин.
Полёт продолжался 1 час 55 минут на высоте 4000 метров и прошёл успешно. По согласованию с центром управления воздушным движением Ан-124 в сопровождении Л-39 на высоте 2 000 метров сделал круг над Новым городом, прошёл над корпусами УАПК. Затем по команде расчётной паузой между снежными зарядами Ан-124 пошёл на посадку. Ту-134, окончив видео- и фотосъемку, ушёл домой в Киев на базу КБ Антонова.
«Руслан» коснулся бетонки, элегантно пробежал по ВПП, вышел на рулёжку и замер. Открылась дверь – и весь экипаж был подхвачен на руки встречающего народа. Лица людей сияли от радости. Мы подцепили самолет, отбуксировали на стоянку, заперли двери и пошли к себе в вагончики. Впереди нас ждала интереснейшая работа на Киевской летно-испытательной и доводочной базе в Гостомеле», – рассказал бывший главный инженер ЛИК.