В Ульяновской области 15 лет назад обнаружили скелет плиозавра. Выяснилось, что из всех найденных в России и мире древних животных он сохранился наиболее полно. Спустя годы исследований и консервации находку представили общественности.
Основной особенностью древнего животного является то, что наряду с другими плиозаврами, более крупными и зубастыми, он не охотился на крупную добычу, а питался рыбой и головоногими молюссками. Кроме того, уникальным является и возраст находки – ей 130 миллионов лет, это гетерифский век раннего мела. Именно этот период называется «ранний меловой пробел», и он являлся пробелом в изучении плиозавров. Теперь выяснилось, что между юрскими плиозаврами, среднемеловыми и познемеловыми, были плиозавры, полностью изменившие свой рацион.
Уникальный и полный скелет плиозавра, который получил название «Luskhan itilensis», был продемонстрирован общественности в Ульяновске 1 июня на выставке одного экспоната. В течение месяца её смогут посетить все желающие.
Редчайшая находка
Общая длина скелета составляет 6,5 метров, а длина черепа – 1,6 метра, и он является наиболее полным из найденных в России. В сентябре 2002 года останки обнаружил сотрудник УлГУ Глеб Успенский на территории Ульяновского государственного палеонтологического заказника, у посёлка Сланцевый Рудник.
По словам самого Глеба Успенского, ассоциация костей была обнаружена при осмотре береговой полосы водохранилища. Сначала масштабы находки не были оценены по достоинству, ведь кости нередко выпадают из обрывов.
«Первичный осмотр показал, что это скелет или фрагмент скелета, и он тянется в обрыв. Я поехал к декану экологического факультета Борису Чуракову, попросил помощи при раскопках. Тогда собралась целая экспедиция, в состав которой вошли студенты факультета. В процессе стало понятно, что это не фрагментарная ассоциация, это ценная находка, – рассказал Успенский. – Раскопки продолжались месяц, в сентябре были обнаружены первые фрагменты, а в октябре мы завершили их».
Участник раскопок и бывший студент факультета Александр Лакашевич вспоминает, что при раскопках он и его товарищи месяц обитали в палатках. «Была необходимость охранять раскопки. Помню, у нас не было пресной питьевой воды, нам её привозили. Копать было физически нелегко, и было уже прохладно. Да и работа, конечно, грязная, – подчеркнул Александр. – Это единственная раскопка, в которой я принимал участие, и на дальнейшую деятельность, выбор профессии она не повлияла. Однако это интересно мне до сих пор. Если позовут на раскопки сейчас, думаю, пойду. Во всяком случае, никаких внутренних препятствий нет».
Глеб Успенский отмечает – стало ясно, что это новый вид, только тогда, когда скелет был извлечен, при подробном изучении. «Сохранность костей была не совсем хорошей из-за влажности, но методом гипсового пирога удалось все блоки взять. Получилось 2,5 тонны монолитов, которые мы потом транспортировали в мастерскую, – рассказал специалист. – Там эти долгие годы происходила выемка костных остатков из монолитов, просушка, многослойная пропитка. Нам было проще в том плане, что сейчас очень много химических составов, которые позволяют буквально творить чудеса. Как видите, сейчас скелет практически целый: и голова, и тонкие кости плечевых, тазовых поясов сохранились».
Недостающий элемент пазла
Научный сотрудник геологического института Академии наук Николай Зверьков рассказал, что миллионы лет назад по земле бродили динозавры, а в морях существовали морские рептилии, которые являются динозаврам дальними родственниками. Их было несколько групп: ихтиозавры, которые были похожи на акул и дельфинов, а также плезиозавры, которые делились на группы: плезиозавры с длинными шеями и с небольшими головами, и плиозавры. Последние отделились от плезиозавров и стали хищниками, у них укоротились шеи, увеличились головы и зубы. Они охотились на всех остальных морских рептилий и других крупных водных обитателей.
«Найденный экземпляр как раз относится к плиозаврам, но в отличии от других, он не охотился на крупную добычу. Это его, пожалуй, самая удивительная черта. То есть эта находка позволила понять, что некоторые плиозавры эволюционировали в сторону длинномордых короткозубых форм, которые питались рыбами и головоногими молюссками, – сказал Николай Зверьков. – Другой интересный момент – находке 130 миллионов лет, это гетерифский век раннего мела. В меловом периоде существует понятие как «ранний меловой пробел» – пробел в изучении плиозавров. Есть юрские плиозавры, среднемеловые, познемеловые. А в середине отдельные кости, не было полных скелетов. И тут находят этот полный скелет, и выясняется, что между двумя эпохами в жизни плиозавров, когда они были крупными хищниками, были плиозавры рыбоядные, изменившие свой рацион».
Повелитель волжских вод
Николай Зверьков занимается изучением динозавров и их видов, а также морскими рептилиями около 5 лет, с тех пор как поступил в МГУ на кафедру палеонтологии. За это время ему удалось опубликовать достаточно большое количество работ. Однако данный экспонат является самой крупной и полной находкой, с которой ему приходилось работать.
Название плиозавра основано на монгольской мифологии. «Среднее Поволжье в 13-14 веках было сердцем Золотой Орды, а у монголов есть духи воды в обличии драконов, которых они называют «луусами». Их предводителем был «Лусхан». А Итиль – это древнее название Волги, – сказал Зверьков. – Таким образом, плиозавра можно называть повелителем волжских вод.
Зарубежная помощь
Заведующий сектором палеонтологической галереи Ульяновского областного краеведческого музея Илья Стеньшин называет находку важным событием для региона и для людей, которые интересуются историей, природой края. «Нужно сказать, что в области изучения морских рептилий передовые исследования принадлежат Бельгии и Британии, поэтому когда в 2014 году с нами связались ученые из университетов этих стран с просьбой рассмотрения вопроса о совместном с коллегами из России описании этого скелета, мы приняли предложение, – отметил специалист. – В 2015 году в июле к нам приехала исследовательская группа под руководством Валентина Фишера, профессора Лиешского университета Бельгии. Исследования проводились долгое время, со скелетом работали в лаборатории. И вот после выхода публикации в довольно известном журнале Current Biology мы решили его представить и заявить о нем как о полном скелете».
В находке, раскопках, транспортировке, дальнейших парировании, изучении, хранении принимало участие огромное количество людей. Наряду с Валентином Фишером в исследованиях участвовал Роджер Бенсон из Оксфортского университета, Лорас Соул и Патрик Дрюкенмиллер из Америки, российские иследователи – Максим Архангельский из Саратовского университета, Глеб Успенский из УлГУ, Николай Зверьков и Илья Стеньшин. В раскопках, препарации и монтаже скелета также принимали участие сотрудники фирмы «Тирекс». Кроме того, краеведческий музей благодарен художнику из Кемерову Андрею Атучинову за прекрасную реконструкцию этого существа в масштабе 1:1 со скелетом. Сообщается, что она обладает всеми научными данными по отражению внешнего вида рептилии.
Родина морских рептилий
Илья Стеньшин отмечает тот факт, что первая морская рептилия, позвонки ихтиозавра в российской империи была найдена симбирянином Петром Михайловичем Языковым, старшим братом известного писателя Николая Михацловича Языкова в начале 19 века. «Он получил образование в горном Санкт-Петербургском университете, затем вернулся сюда, занимался сбором коллекции, которая в настоящее время хранится в музее горного института, – поделился Стеньшин. – В частности, первое упоминание о находках рептилий было сделано нашим земляком недалеко от Ульяновска. Сейчас коллекция носит название «Кабинет Петра Михайловича».
О дальнейшей судьбе находки
«В дальнейшем хотелось бы, чтобы этот скелет был гордостью нашего города, лежал в одном из залов которые мы пока не имеем. Он должен быть выставлен в реконструированном виде, то есть на каркасе, – отметил заведующий сектором палеонтологической галереи областного краеведческого музея. – За неимением таких возможностей мы его представляем в виде выставки, которая пока проработает месяц. Если же она будет пользоваться популярностью, мы его оставим до конца лета. Ждем жителей и гостей города посмотреть на чудо симбирского-ульяновского края. Путешествие по другим городам и музеям пока невозможно, поскольку не составлена копия скелета. Должна быть изготовлена отливка, полностью совпадающая с оригиналом из пластика».
Елена Нестерова