Светлое Христово Воскресение или Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В нынешнем году он приходится на 12 апреля.
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Богатые отпускали на волю рабов. Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Еду, освящённую в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Начинается празднование Пасхи в Великую субботу. В храмах до глубокого вечера читают книгу «Деяний апостольских». После краткого Богослужения, называемого полунощницею, начинается торжественное шествие вокруг храма. Христиане идут с зажжёнными свечами и хоругвями (церковными священными знаменами). Все поют: «Воскресение твое, Христе Спасе …» Звонят колокола.
В течение Великой субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают
куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.
Христиане дарят друг другу крашеные яйца. Этот обычай появился в первом веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. ? когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо как символ Воскресения Христа. ?мператор, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.
В православной традиции на Пасху освящается артос – квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могут ощутить единство через вкушение общего хлеба. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба как долю Пречистой
Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Он в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздаётся верующим. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы – дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.
Непосредственно перед Пасхой, как уже сказано, верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихири праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
С апостольских времён праздник христианской Пасхи продолжается семь дней. Более того, оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, ещё 32 дня – до Вознесения Господня.
Виктор Никитин