Яндекс.Метрика
Логопед — профессия или призвание?
11:4918 марта 2019

Что такое работать логопедом? Сложно ли это? Какие «подводные камни» или трудности таятся в работе логопеда – обо всем этом журналисты портала «ДимГрад24» попросили рассказать молодого специалиста «Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ» Димитровграда Венеру Ахметшину.

Всего в «Реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ» в Димитровграде работают 10 преподавателей-логопедов, которые, можно сказать, на своих плечах возвращают в социум по 200 детей в год. Средний возраст учителя примерно 40 лет. Венере — 28, работает «в поле», так сказать, со студенческой скамьи.

Каждый из нас знает, что включает в себя работа пекаря, токаря, слесаря… Но опять-таки только на первый взгляд. Мы мало знаем того, что именно кроется за «кулисами» каждой профессии. А потому, многие из них кажутся, условно говоря, «не пыльными». Интересно, а что же кроется за такой профессией как логопед? Где учат правильно ставить речь в России, и главное почему именно эту профессию выбирают девушки и юноши.

- Училась я в 9-й школе. Закончила 11-летку и подумала, а что я хочу? Мне вот всегда было легко и свободно работать с детьми. Без проблем находила с ними общий язык. Начала рассматривать варианты будущих профессий. Выбрала логопеда, так как эта отрасль объединяет с добрый десяток профессий: и психологию, и неврологию, и социологию, биологию, анатомию — не перечислить всего. И после первого курса поняла, что не ошиблась. Это мое. До сих пор и сама учусь — дистанционно или езжу в Ульяновск на курсы повышения квалификации, интерес не угасает и через 10 лет. Каждый раз что-то новое узнаю, применяю, пробую. Училась в Самаре, так как это для меня был самый удобный вариант —  ВУЗ хороший ПГСГА. Ну, а Димитровград — моя Родина, мой город, здесь у меня все, что выбирать-то? — делится Венера. 

- Самая главная задача логопеда — научить человека правильно выговаривать звуки?

- Ну, есть доля правды в этом утверждении, только понятие гораздо шире. Наверное, я не смогу этого раскрыть после десятка лет в профессии. Тут есть все. Я уже рассказывала, с чем соприкасается специалист по моей профессии. Вопреки распространенному мнению, логопед не только “ставит” звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачу логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. И это только поверхность. Я каждый день это делаю, поэтому даже передать не могу все, с чем мне приходится работать, все разное, индивидуальное, — рассказывает собеседница. 

- Как так получилось, что стала работать не частником, как популярно сейчас, а пошла именно в государственное учреждение?

- Так получилось. Просто пришла в «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ», показала диплом, прошла собеседование, и меня взяли. Во всем нужен опыт, может позже буду думать, а пока зачем? Да и нравится мне с ребятами работать. Каждые 4 месяца у меня новый заезд по 58 человек. Кто им поможет? Вот, наверное, еще и поэтому здесь. А вообще, работать здорово. И индивидуальная работа и погрупповая мне очень нравятся. Что ни день, так маленькая победа у кого-нибудь обязательно. За эти месяцы, которые они у нас проводят, они меняются. Иногда даже жалко, что уезжают. Наверное, то же и учителя в школе чувствуют, только в большие промежутки времени. 

- В чем заключается работа специалиста-логопеда? Что такое маленькие победы?

- Главной целью учителя-логопеда является развитие всей речевой системы и создание благоприятных условий для адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе. В нашем современном обществе эти особенные дети зачастую имеют крайне узкий круг общения, а иногда совсем не имеют возможности общаться со сверстниками и взрослыми. В этом и заключается главная сложность работы учителя-логопеда. Ребенок, у которого нарушена связь с окружающим миром, недостаточное общение с людьми, напоминает чистый листок, заполнять который нужно долго, возвращаясь снова и снова к пройденным темам и заданиям. Основными формами логопедической работы являются, — индивидуальные коррекционные занятия, которые длятся 30 минут. Логопедические занятия состоят из несколько видов работы: «Речевое дыхание», «Мелкая моторика и координация», «Звукопроизношение», «Фонематический слух», «Слоговая структура», «Грамматический строй речи», «Лексика и словарный запас», «Связная речь». На слух конечно трудно воспринять, но дети довольно-таки быстро осваиваются. Что касается маленьких побед — это любой сдвиг к обычному общению между детьми, — рассказывает об особенностях работы с воспитанниками Венера Ахметшина. 

- Кто наиболее сложный из детей в твоей практике встречался? Не могла найти подход, заинтересовать, научить?

- В последнее время все более распространённой становится проблема РАС — «Расстройство аутистического спектра». Эти дети очень остро испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, не могут делиться интересами, эмоциями, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия. Поэтому нам сначала надо преодолеть эти преграды и лишь потом заняться обучением детей. Это правда самое сложное, но мы справляемся. Бесценно видеть, когда малыш начинает пытаться и сам идти на диалог, внутри даже порой что-то переворачивается. Очень печально, что таких случаев, именно РАС, с каждым годом становится все больше, каждый из них индивидуален и не существует методик, как действовать в той или иной ситуации, работаем, можно сказать, только на своем опыте. Надеюсь, что-либо научимся преодолевать это, либо данная патология сойдет на нет, — делится Венера 

- Вообще, логопедическая работа с детьми со множественными двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одной из главных направлений в нашем реабилитационном учреждении. И главная цель этой работы – формирование навыков коммуникации: происходит включение детей в общественную жизнь, налаживается их контакт со сверстниками и с внешним миром, где они становятся не просто частью социума, а активными его членами, — заканчивает мысль Венера. 

- Не жалеешь о своем выборе? Ведь, наверное, тяжело каждый раз сначала начинать работать все с новыми и новыми ребятами?

- Как говорится — «Тяжело в учении — легко в бою». Мы ко всему привыкаем, да и профессию я свою люблю. Мы помогаем детям, а это дорогого стоит, может и это сил придает, и их успехи, много факторов, которые меня держат на этом месте. Никогда не думала, чтобы поменять сферу деятельности, — рассказывает Венера 

Надеемся, именно этим интервью мы приоткрыли завесу тайны в произношение звука и профессию логопеда. Вполне возможно, рубрика станет постоянной, и мы постараемся найти новых героев с интересными и необычными профессиями.