Тема нашего разговора будет посвящена электронному документообороту в службе судебных приставов, электронным сервисам ведомства, во многом облегчающих жизнь и позволяющих экономить свое время.
И поговорим мы об этом сегодня с заместителем главного судебного пристава региона Олесей Фадеевой.
- Насколько далеко «зашли» информационные технологии в вашем ведомстве?
- Всё в бо́льшей степени в практическую сферу деятельности Службы судебных приставов внедряются новые информационные технологии. В Автоматизированную информационную систему АИС ФССП России, в которой работают наши сотрудники, постоянно вносятся изменения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта система охватывает полностью весь процесс от возбуждения до окончания исполнительного производства. На сегодняшний день в автоматическом режиме осуществляются регистрация и возбуждение исполнительных документов, поступающих из органов, их выдающих. Переход на принудительное исполнение в электронном виде играет важнейшую роль в межведомственном взаимодействии с органами государственной власти, как сторонами исполнительного производства. С Налоговой службой и Госавтоинспекцией в этой части мы полностью перешли на безбумажный документооборот. В прошлом году мы получили от них порядка 225 тысяч электронных исполнительных документов. В рамках исполнительных производств судебные приставы - исполнители вынесли в электронном виде более несколько миллионов постановлений.
На федеральном уровне осуществляется автоматизированный электронный документооборот по получению информации об имущественном положении должника с более чем с сотней регистрирующих органов и кредитных организаций. Общий объем электронного документооборота за 2023 год измеряется сотнями миллионов документов. В 2021 году в области организован электронный документооборот с федеральными судами. За весь период взаимодействия нами получено более 33 тысяч исполнительных документов в электронном виде, из них более 17 тысяч таких документов - получено в 2023 году. После реализации функционала электронного документооборота с мировыми судьями, мы получили от мировых судей Ульяновской области почти 15 тысяч исполнительных документов.
- Самостоятельно взыскатель может предъявить на принудительное исполнение документы в электронном виде и каким образом это сделать?
- В настоящее время исполнительные документы продолжают предъявляться в Службу судебных приставов непосредственно взыскателем на бумажном носителе. Но теперь имеется возможность направлять их в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области и в электронном виде. Выдача электронного исполнительного листа взыскателю законом не предусматривается. Суд может оформить его и направить судебным приставам при поступлении от истца соответствующего заявления с просьбой о цифровом виде листа.
Электронный исполнительный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, поступает из суда в службу судебных приставов. Исполнительные документы являются основанием для возбуждения исполнительного производства. Судебные приставы принимают исполнительный документ, возбуждают на основании него исполнительное производство и, используя предоставленные законодательством полномочия, принимают меры для принудительного взыскания. В дальнейшем взыскатель в личном кабинете на портале Госуслуги получит информацию о ходе исполнительного производства, процессуальных действиях судебного пристава-исполнителя, а также при необходимости сможет направить в электронном виде ходатайства и обращения
- Расскажите о преимуществах предъявления на принудительное исполнение электронных исполнительных документов?
- Данное нововведение позволяет ускорить процесс возбуждения исполнительного производства, буквально в течение суток судебный пристав-исполнитель получает исполнительный документ, направленный судом на исполнение в электронном виде.
Во-вторых, снижаются риски подделки и утраты исполнительных документов, а также связанные с человеческим фактором ошибки внесения данных.
В-третьих, минимизируются расходы взыскателей на отправку почтовой корреспонденции и сокращаются трудозатраты сотрудников.
- Расскажите о сервисах вашего ведомства, как с их помощью можно узнать о наличии своих долгов? И каким образом можно связаться с приставом для оплаты своих задолженностей и разрешения интересующих вопросов?
- Службой активно развиваются электронные сервисы, в том числе в рамках реализации проекта ФССП России - супер сервиса «Цифровое исполнительное производство». Например, реализована возможность извещения сторон исполнительного производства с их согласия через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В 2023 году направили сторонам исполнительного производства в личные кабинеты на ЕПГУ более 10 млн. электронных документов (АППГ — 8 млн.). Взаимодействие с участниками исполнительного производства стало более оперативным и прозрачным, упростило процедуру контроля за своевременностью извещения. Таким способом можно получать расширенную информацию о ходе исполнительного производства и подавать жалобы на постановления, действия или бездействие должностных лиц Службы.
Несомненно, новые информационные технологии во многом упрощают жизнь, в том числе и должникам. Сегодня не надо идти непосредственно к судебному приставу-исполнителю, чтобы узнать, есть ли у тебя долги. Всё гораздо проще. Один из самых распространенных способов это сделать - зайти на официальный сайт Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (r73.fssp.gov.ru) и воспользоваться электронным сервисом «Банк данных исполнительных производств», набрав в окне поиска свои ФИО и дату рождения. С помощью электронных платёжных систем, представленных в «Банке данных», можно также оплатить имеющуюся задолженность.
Сервис «Интернет-приемная» на официальном интернет-сайте ФССП России один из способов подачи обращений в форме электронного документа в Федеральную службу судебных приставов. На портале госуслуг действует ряд сервисов ФССП России. Должники и взыскатели могут узнать наложен ли арест на счета и имущество, действует ли временное ограничение на выезд из страны, на пользование специальным правом управления транспортным средством, о возбуждении или об окончании исполнительного производства и так далее. В личном кабинете на госуслугах можно настроить входящие уведомления от пристава, чтобы сразу об этом узнавать. Через госуслуги можно направить судебному приставу какие-либо документы.
При необходимости записаться на личный прием к начальникам структурных подразделений (старшим судебным приставам), их заместителям, а также судебным приставам - исполнителям заранее в удобное для вас время используйте имеющийся на официальном интернет-сайте Управления r73.fssp.gov.ru сервис «Запись на прием». Прием граждан ведется в рабочие дни по вторникам с 9 до 13 часов и четвергам с 13 до 18 часов.
Записаться на личный прием к руководителю Управления, а также к его заместителям можно, позвонив по телефону: 8 (8422) 40-23-24. В Управлении службы судебных приставов по Ульяновской области функционирует группа телефонного обслуживания, операторы которой ежедневно в рабочие дни с 08.00 до 17.00 часов по телефону (8-8422-39-93-05) окажут консультативную помощь, ответят на интересующие вас вопросы в сфере исполнительного производства.
Кроме того, в каждом структурном подразделении Управления имеются дежурные сотрудники, оказывающие консультационную помощь ежедневно в рабочие дни с 09 до 13 часов и с 14 до 18 часов. В здании УФССП России по Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 95) организована единая зона приема граждан, функционирующая ежедневно в будние дни в течение всего рабочего дня с 9 до 18 часов.
- Используются ли в вашем ведомстве технологии искусственного интеллекта?
- Федеральной службой судебных приставов реализован проект, связанный с внедрением технологий искусственного интеллекта и системой дистанционного обслуживания граждан. В центре телефонного обслуживания ФССП России на номере 88003030000 доступна автоматическая обработка вызова с помощью голосового бота. Технологии искусственного интеллекта распознают речь абонента и синтезируют речевой ответ бота, также определят тематику запроса и различные сценарии обработки вызова.
При общении с гражданином голосовой бот запросит фамилию, имя и отчество, дату рождения и регион регистрации, что позволит идентифицировать обратившегося. На основании полученных сведений система сформирует запрос и в аудио формате предоставит абоненту общедоступную информацию из Банка данных исполнительных производств. Расширенная информация предоставляется после подтверждения личности гражданина с предоставлением дополнительных персональных данных в виде ИНН или СНИЛС. Голосовой бот предоставит обратившимся гражданам информацию о наличии возбужденных исполнительных производств, о наложении ареста на имущество и банковские счета, а также о наложении ограничений на регистрационные действия с имуществом.
Кроме того, голосовой помощник сможет подсказать гражданам информацию об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, о движении денежных средств и реквизитах для оплаты задолженности. По запросам абонентов возможно предоставление информации о порядке личного приема судебных приставов-исполнителей и начальников отделов, режиме работы территориальных органов ФССП России, а также сведений о государственных услугах, предоставляемых ведомством. Реализация проекта позволит повысить доступность сервисов Федеральной службы судебных приставов, повысить качество обслуживания граждан, увеличить количество их консультаций.
- Как можно оперативно гражданам-двойникам уведомить службу судебных приставов об ошибочном долге?
- Полные тезки должников, на которых числится чужой долг, могут оперативно решить проблему с помощью нового сервиса на портале Госуслуг. Для этого гражданам необходимо воспользоваться услугой «Подача заявлений и ходатайств в Федеральную службу судебных приставов». В пункте «Кем вы являетесь в исполнительном производстве?» выбрать вариант «На мне числится чужой долг. Я хочу его оспорить». В заявлении указывается номер исполнительного производства, сведения об отсутствии долга. В качестве доказательства необходимо загрузить скан документа, который позволит однозначно идентифицировать гражданина. Автоматически сформированное заявление поступит в ФССП России.
Это не единственный способ решения проблемы ошибочной идентификации. С октября прошлого года на сайте Федеральной службы судебных приставов работает новый вид электронных обращений в сервисе Интернет-приемная. Выбрав тему «Я двойник!», заявители оперативно получают обратную связь от ведомства. На рассмотрение обращения, идентификацию гражданина, устранение нарушений и ответ заявителю отводится 2 дня. После получения от граждан-двойников копии паспорта, СНИЛС, ИНН, проверки и подтверждения данных судебный пристав-исполнитель незамедлительно отменит все наложенные на гражданина ограничения.
В случае списания денежных средств со счетов в банках, а также удержаний из заработной платы или иных доходов гражданина судебный пристав примет меры к возврату средств.