Яндекс.Метрика
Новые кладбища, недобросовестные ритуальщики и крематорий. О состоянии похоронной отрасли Ульяновска
12:4511 ноября 2023

10 ноября в администрации Ульяновска прошла пресс-конференция, посвященная актуальным проблемам, вопросам и задачам похоронного дела в городе. Главным выступающим стал директор МБУ «Городская специализированная похоронная служба» Михаил Чабан.

На сколько хватит действующих кладбищ

На территории муниципального образования находятся 33 кладбища общей площадью 300 гектаров.

«11 кладбищ в настоящий момент закрыты. Если на улице Карла Маркса запрет на захоронение введен еще в 1972 году, то в этом году он затронул Майскую гору. Это связано с тем, что поблизости должно строиться Суворовское училище. Было требование министерства обороны не производить там никаких новых захоронений. Остальные восемь закрытых находятся в сельской местности, земли на них свободной тоже нет, однако возможность родственных захоронений сохранена», – рассказал руководитель учреждения.

Особенностью и одновременно проблемой сельских кладбищ является то, что семьи занимают большие территории под будущие захоронения ее представителей. Хотя, как подчеркнул Михаил Чабан, по закону положенный на одного человека бесплатный участок имеет четко установленные нормами размеры.

Также с 2001 по 2011 годы муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» продавали участки для захоронений, данные о которых отражены в книгах записи. За это время на Ишеевском кладбище приобретено 3,5 тысячи мест и на Архангельском 800 мест. 

«Основное кладбище в Ульяновске сейчас – Северное (Ишеевское). Это 160 гектаров и 175 тысяч захоронений, которые там уже существуют. По закону кладбище не должно быть больше 40 гектаров.  Раньше оно имело и забор, и дороги.  Затем, когда стали добавлять участки, достаточных средств на благоустройство не было. Поэтому сейчас ближе к Ишеевке ни забора, ни ворот, то есть доступ на кладбище свободный», – отметил директор МБУ.

Но даже его площадей городу хватит максимум на полтора-два года. Поэтому сейчас ведется работа по поиску новых территорий для захоронений.

«Маленькие кладбища в Мостовой и Лаишевке, там добавляют по полтора-два гектара. Еще два гектара земли на Архангельском кладбище выделило Минприроды для погибших участников СВО, потому что там земля заканчивается. Мы сделаем Аллею славы для военных. Еще одна бумага пришла, что город выкупил около десяти гектаров земли в районе поселка Мирный, это будет для нового Архангельского кладбища», – сообщил руководитель службы.

Долгое время вынашивались планы по строительству в Ульяновске крематория. Это частная инициатива, к которой городская власть не имеет никакого отношения. Однако место его размещения в Чердаклинском районе, рядом с жилыми домами, вызывает вопросы, в том числе у руководителя муниципального предприятия. Более подходящим, по его мнению, местом могло быть изначально выбранное в Баратаевке, в районе мусорного полигона.

«Ни Ульяновску, ни другим городам страны без крематория не выжить», – тем не менее, признает директор.

Бесплатная земля и недобросовестные ритуальные агентства

В соответствии с законом, люди имеют право получить землю для захоронения бесплатно, однако некоторые сталкиваются с недобросовестными агентствами ритуальных услуг. 

Виной такому беспорядку несовершенство федерального закона №8 от 1996 года, регламентирующего деятельность участников сферы. Согласно ему, могилу на кладбище может копать абсолютно любой человек. В итоге похоронный бизнес становится стихийным и неуправляемым.  И это общая проблема страны, а не исключительно Ульяновска.

«Закон был написан таким образом, что на кладбище действуют все, кто хочет, поэтому там представлено огромное количество ритуальных агентств. Это люди, зарабатывающие на похоронах «под ключ». Такая же ситуация с копщиками могил и установщиками памятников. Есть порядочные организации, есть не очень, которые захоранивают и устанавливают памятники без разрешения. Когда я только пришел на эту должность, начал знакомиться с этой проблемой. Сайты смотрел некоторых ритуальных агентств. Там написано: «Решим вопрос с землей в любом месте на любом кладбище». Я был в шоке», – объяснил Чабан.

Официально выдачей разрешений на захоронение в Ульяновске занимается только МБУ «Городская специализированная похоронная служба».

«Люди должны обратиться к нам и представить свидетельство о смерти человека. Также мы выдаем разрешение на установку памятника. Есть законы, которые регламентируют разрешенные размеры надгробия. Помимо этого, мы выдаем справки о захоронении», – объяснил Чабан.

Если и привлекать коммерческие структуры для помощи в организации похорон, то по рекомендации директора учреждения, выбор необходимо делать на основании хотя бы отзывов в интернете. В среднем цена за услуги различных бюро варьируется в пределах 50-60 тысяч, сумма кратно выше должна вызвать вопросы.

Теневой рынок ритуальных услуг, по его предположениям, оценивается в 500 миллионов рублей в год. Более того, сотрудники таких компаний представляются работниками кладбищ и подчас не выдают никаких чеков. А тень в таком случае падает именно на муниципальное учреждение, которое не имеет к действиям этих людей никакого отношения.

Для установления порядка в похоронной отрасли, по мнению Чабана, крайне необходимо ужесточение наказаний за самовольную деятельность компаний и отдельных лиц. Деятельность агентств должна быть лицензирована и подвергаться проверкам.

Деревья не снести, охрану не поставить

Еще одна не менее серьезная проблема – благоустройство кладбищ. Несмотря на то, что у руководства МБУ есть план работ, часть из которых шаг за шагом выполняется, на деятельности отражается факт недостаточного финансирования. Тем более всего в штате организации 35 человек. Есть также и более тривиальные причины.

«Пилить деревья практически невозможно. Они так растут, что тронешь, а оно упадет и кучу памятников снесет. У нас ежедневно около 50 обращений от ульяновцев поступает на те или иные проблемы. Какие можем мы решаем, а вот с деревьями задача сложная. Во-первых, техники нет, во-вторых, к нему не подъедешь», – отмечает Чабан.

На плохое состояние исторических захоронений обратил внимание член Общественной палаты Ульяновска Геннадий Слюсаренко.

«На кладбище по улице Карла Маркса могилы Героев Советского Союза наклонены на 60-75 градусов. Вот-вот упадут. Родных и близких участников Великой Отечественной войны, которые там похоронены, сегодня нет. Кладбище в заброшенном состоянии, особенно участок восточное храма. На Северном кладбище тоже не очень много порядка. Там, где похоронены участники СВО, асфальт довели не везде, а дальше грязь непролазная», – отмечает он.

Также вызывает многочисленные вопросы отсутствие охраны на кладбищах. По словам Михаила Чабана, это не предусмотрено обязанностями учреждения. Да и один сторож на 160 гектаров ситуацию не исправит. Ему не охватить такую огромную территорию чисто физически.