Без бумажек. Электронные трудовые. Что изменилось с 1 января
11:5808 Января 2021

С января 2021 года граждане смогут устраиваться на работу, используя электронные трудовые книжки. Как они работают? Почему не нужно бояться современных технологий?

При наличии электронных трудовых книжек работодатель будет формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и предоставлять её для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда России.

Не обязанность, а право

Работодатели по выбору работника теперь могут вести трудовые книжки в электронном виде. Изменения затронут около 60 миллионов работников и 8,4 миллионов хозсубъектов, включая предпринимателей без образования юрлица.

Для тех, у кого уже есть трудовая, переход на электронную версию — возможность, а не обязанность.

Заявление

Если вы не подали заявление работодателю до 31 декабря 2020 года, трудовая останется в бумажном виде. Если у вас не было возможности уведомить работодателя, то книжка будет сохранена в «бумаге» до того момента, пока вы от неё не откажетесь. Работник, подавший заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном формате, имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Цифровизация

Тем, кто впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет ПФР, фактически в Пенсионном будет создан дублёр трудовой книжки. При этом переход не будет резким — это очень важно.

Зачем они нужны?

В первую очередь электронные трудовые книжки избавят бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат. Это особенно важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников. Также они сведут к минимуму риск потери работниками сведений о своем трудовом стаже, освободят их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали. Ситуации, когда вследствие реорганизации или ликвидации организации работник не может подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое. 

Работник может получить сведения о трудовой деятельности:

- у работодателя по последнему месту работы — на бумаге или в форме электронного документа;

- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — на бумажном носителе;

- в ПФР — на бумаге или в форме электронного документа; 

- на Едином портале государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа.