Земельный ответ. Росреестр запускает в Ульяновской области новую реформу
9:4226 Октября 2020

23 октября управление Росреестра по Ульяновской области совместно с редакцией «АиФ» провёл круглый стол по теме «Продвижение госуслуг в области кадастрового учёта и регистрации прав собственности на объекты недвижимости, современные методы проведения земельного надзора в отношении граждан и организаций». Участие в заседании приняли представители регионального управления Росреестра, министерства строительства и архитектуры области, профильных подразделений администрации Ульяновска, региональных управлений Росприроднадзора и Россельхознадзора.

Никаких пробелов

Одним из ключевых вопросов, поднятых участниками круглого стола, стала реализация проекта «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями», старт которого намечен на ноябрь этого года.

«Руководитель Росреестра Скуфинский Олег Александрович, доложил Президенту РФ, что указанный проект признан обеспечить полноту и повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, - рассказала руководитель управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова. – Несмотря на то, что наша область не входит в число пилотных регионов, управление и правительство области приняли решение его реализовать. Для чего это нужно? В первую очередь, для уточнения границ области, муниципальных образований, населённых пунктов и территориальных зон. На сегодняшний день из шести границ Ульяновской области в ЕГРН внесены сведения только о границе с Чувашской Республикой. Данные о границе с Саратовской областью мы планируем внести до конца этого года, работы по установлению границ с Самарской областью, Республиками Мордовия и Татарстан находятся на стадии консультаций, данные по границе с Пензенской области проходит согласование. Что касается муниципальных образований, то таковых в регионе 146, при этом сведения о границах внесены в ЕГРН только по 32 из них, ещё 44 границы находятся в работе. С населёнными пунктами ситуация аналогичная – их в области 1005, сведения о границах внесены по 215 из них, по 463 границам работы ведутся».

Немало пробелов и в установлении границ территориальных зон, которых в области насчитывается 2204, земельных участков (более 360 тысяч), а также правообладателей 390 037 объектов недвижимости. Всё это негативно сказываются на формировании налоговой базы, а значит, и на доходной части консолидированного бюджета области. Неполнота сведений в ЕГРН отражается и на собственниках – защитить свои права на земельные участки и объекты недвижимости, не зарегистрировав их должным образом, достаточно сложно. Чтобы устранить эти и другие нежелательные последствия, проект «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями» и был разработан. Реализовывать его управление Росреестра будет с тесном взаимодействии с кадастровой палатой и органами местного самоуправления.

К слову, большая работа по уточнению сведений была проведена ещё до официального старта проекта. В частности, количество земельных участков, сведения о категории которых в ЕГРН отсутствовали, за 2020 год с 9901 снизилось до 464; из 176 794 участков, по которым не было данных о видах разрешённого использования, осталось 7060, и т.п.

Один проект – пять подпроектов

Дорожная карта реализации проекта была утверждена 7 сентября. По информации начальника отдела правового обеспечения регионального управления Росреестра Светланы Митрофановой, работа будет вестись по пяти ключевым направлениям (подпроектам). Один из них - внесение в ЕГРН сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости того или иного объекта.

«Начиная с 2018 года, исходя из кадастровой стоимости на территории Ульяновской области рассчитывается не только земельный налог, но и имущественный – в отношении имущества физических и юридических лиц (под административными и торгово-офисными объектами), - напомнила Светлана Митрофанова. - Значение кадастровой стоимости зависит от характеристик объектов недвижимости, указанных в ЕГРН. Если необходимая информация отсутствует, то кадастровую стоимость, а значит, и размер налога, посчитать невозможно. Как следствие - потери для бюджета. Правильное определение кадастровой стоимости важно и для собственника - так он будет избавлен от необходимости оспаривать ее в комиссии, созданной при управлении».

Параллельно будет вестись работа по поиску правообладателей объектов недвижимости и внесению их в ЕГРН. В частности, гражданам и юридическим лицам будут объяснять, что свое право на недвижимость необходимо регистрировать; с собственников, использующих земельные участки без правоустанавливающих документов, будут взимать плату, а также разъяснять им порядок оформления прав на землю. Что касается бесхозных объектов, то их будут оформлять в муниципальную собственность.

Также предполагается произвести сверку сведений, содержащихся в ЕГРН, с материалами, имеющимися в других источниках, присвоить адреса объектам, у которых их не было, устранить противоречия между сведениями ЕГРН и данными государственного лесного реестра. Еще одно важное направление - внесение информации о границах региона, населенных пунктов, территориальных зон, муниципальных образований.

Отдельная тема - установление границ земельных участков, принадлежащих гражданам и организациям. Как подчеркнула руководитель управления, без кадастровых работ в данном случае не обойтись. Проблема в том, что в настоящее время заказчиками комплексных кадастровых работ могут быть исключительно органы местного самоуправления. Но уже в ближайшее время ситуация может измениться: на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, согласно которому заказчиками указанных работ смогут выступать представители различных гражданско-правовых сообществ. После принятия закона у собственников земельных участков в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах и коттеджных поселках появится возможность заключить договор подряда на проведение комплексных кадастровых работ и с наименьшими затратами обеспечить внесение сведений о своих объектах в ЕГРН.

Курс – на прозрачность

Еще одним вопросом, поднятым на заседании круглого стола, стал государственный земельный надзор.

«Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, - пояснил заместитель руководителя регионального управления Росреестра Михаил Куренёв. – Росреестр является одним из трёх федеральных органов, в чьи задачи входит осуществление государственного земельного надзора. Как показывает практика, одним из самых востребованных направлений надзорной деятельности управления является недопущение самовольного захвата земельных участков, их использование без правоустанавливающих документов и нецелевое использование земель. В ноябре 2019 года был введён новый административный регламент, благодаря которому наша контрольно-надзорная деятельность стала более прозрачной – проверяемое лицо имеет возможность ознакомиться с механизмом проведения проверок, результаты проведенных мероприятий публикуются на сайте, то же самое касается плана проверок. Новый документ также устанавливает формы осуществления государственного земельного надзора: плановые и внеплановые проверки, административные обследования и предварительные проверки. Последние, в частности, помогают нам отсеивать жалобы, поступившие в управление, но не имеющие под собой реальных оснований. По предварительным подсчётам, необоснованные заявления составляют примерно четверть обращений, которые приходят в ведомство».

От рулетки до беспилотников

При осуществлении надзорной и иной деятельности без инструментария никак – в этом плане на помощь специалистам приходят как старая добрая геодезическая рулетка, так и самая современная техника - спутниковое оборудование, лазерные дальномеры, электронные тахеометры, беспилотные летательные аппараты.

«Центр использования беспилотных летательных аппаратов заработал при центральном аппарате Росреестра в апреле 2019 года, - рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора регионального управления Росреестра Андрей Калашников. - Наблюдение с воздуха позволяет провести обследование труднодоступных земельных участков, получить полноценную картину о конфигурации и площади используемых земель, проверить характер использования участков, доступ на которые ограничен».

Необходимость обеспечения территориальных управлений Росреестра беспилотными летательными аппаратами будет определена по итогам реализации проекта «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями».

В настоящее время контрольно-надзорная деятельность ведомства находится в состоянии реформирования, цель которого – сделать процесс более ясным, логичным и понятным, а профилактические мероприятия – приоритетными по отношению к контрольно-надзорным. Среди важнейших задач, стоящих перед управлением и Росреестром в целом, - повышение эффективности надзорных мероприятий с одновременным снижением административной нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей. Для достижения этой цели ведомство использует так называемый риск-ориентированный подход, предполагающий снижение числа проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Риск-ориентированный подход, в частности, применяется при проведении ежегодных плановых проверок. Все земельные участки, включенные в ежегодный план, относятся к категории среднего риска (участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, предназначенные для гаражного и жилищного строительства, расположенные в границах береговой полосы или примыкающие к ним).

Источник: АиФ