Яндекс.Метрика
В Ульяновской области проведён анализ развития сельских территорий региона
10:2108 апреля 2019

Работу выполнили специалисты профильного ведомства. Такая мера вызвана необходимостью. Дело в том, что многие федеральные эксперты видят резервы обеспечения стабильности и социально-экономической безопасности в увеличении производительности труда. Хотя очевидно, что это возможно лишь в промышленно развитых муниципальных образованиях. Другие, напротив, полагают, что основной резерв кроется в сокращении простоев рабочей силы и влияния миграционных процессов.

Упомянутый анализ, однако, показал, что на практике всё сложнее. О наиболее значимых фактах по существующему дисбалансу в развитии муниципалитетов доложил зампредседателя правительства – министр АПК и развития сельских территорий региона Михаил Семёнкин. Так, например, объём инвестиций в основной капитал в Старокулаткинском, Базарносызганском и Старомайнском районах в пять раз ниже, чем в таких «средних» районах, как Кузоватовский, а в сравнении с лидером по привлечению инвестиций в лице Чердаклинского района и вовсе в 170 раз.

Объём инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в расчёте на душу населения не достигает среднеобластного значения в 19 муниципалитетах.

Результаты деятельности предприятий, в частности, отгрузка товаров собственного производства, в Павловском районе в 10 раз меньше, чем в Новомалыклинском.

Размер среднемесячной зарплаты работников предприятий в Старокулаткинском районе в 1,6 раза ниже среднеобластного уровня. А финансовые доходы бюджета в полтора раза меньше, чем даже в соседнем Радищевском районе. За последние 10 лет численность сельского населения в районе снизилась более чем на 30%.

Обеспеченность населения врачами в Мелекесском районе в два раза ниже, чем в Ульяновском.

Миграционный отток населения в Вешкаймском районе в четыре раза выше, чем в Николаевском.

Смертность населения в трудоспособном возрасте в Кузоватовском районе почти в два раза выше, чем в среднем по области.

По мнению министра, на территории региона дисбаланс в уровне развития муниципалитетов достиг критического уровня. Судя по результатам анализа, в целом по области ситуация стабильная. Но разница в показаниях настораживает. Ульяновская область занимает сегодня 13-е место в Экологическом рейтинге регионов России. Это характеризует её как экологически чистый регион. Вместе с тем, в ряде муниципалитетов наблюдается существенное превышение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. К примеру, в Павловском районе приходится полторы тонны на один квадратный километр, а в Сурском районе – 0,03 тонны.

Если в целом по стране качественной водой обеспечено 91,5% населения, то в Ульяновской области - 97,2%. Это радует. Однако в 17 муниципальных районах данный уровень «безопасной» питьевой воды не обеспечивается. Хуже всего дела обстоят в Старокулаткинском районе, где только 70,7% питьевой воды отвечает требованиям безопасности.

Ежегодно в целом по области вводится один миллион квадратных метров жилья, что позволяет ей оставаться лидером в ПФО. Вместе с тем, доля ветхого и аварийного жилищного фонда сельской местности в шести муниципалитетах выше среднеобластного значения. Это Вешкаймский, Инзенский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Ульяновский, Цильнинский.

Экспертами Совета безопасности Российской Федерации разработаны нормы, которые используются для оценки экономической безопасности и отношения среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму. Для Ульяновской области уровень экономической безопасности составляет 150%. Больше половины всех муниципалитетов его достигают, но треть муниципальных образований не дотягивает. Больше других отклонение наблюдается в Николаевском, Старокулаткинском, Цильнинском районах.  

Регион перевыполняет основные целевые ориентиры, установленные в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Вместе с тем, в 13 муниципальных районах этот показатель необходимо повышать.

Не самой благоприятной называет Михаил Семёнкин ситуацию с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Объёмы производства продукции на душу населения, превышающие потребление, характерны лишь для половины муниципалитетов. В семи из них объём производства молока в расчёте на одного человека ниже необходимой нормы, в шести не обеспечивается потребность в мясе и мясных продуктах. «Мы обеспечили, говорит министр, - нормальными условиями жизни 55-60% населения региона, при которых жить, конечно, можно. Но крайне сложно!»

Скорее всего, трудности носят временный характер. В регионе создан мощный механизм, направленный на решение проблемных вопросов развития социальной, инженерной инфраструктур и благоустройства. Инструментами его реализации являются государственные программы.

В этих условиях Минсельхоз региона видит для себя необходимым оказать всяческое содействие в выработке механизмов ограждения (защиты) муниципалитетов от «внешних» угроз. В качестве средств достижения поставленных целей называются:   формирование оптимальной сырьевой базы, расширение рынков сбыта своих товаров, сокращение рынков дешёвой рабочей силы. Говоря словами министра, «сегодня мы должны вовлекать в совместную работу и промышленность, и переработку, то есть настало время развивать на селе то, что пока не развито».

Виктор Никитин