Яндекс.Метрика
Гала Узрютова о новой книге про мальчика без отца, тексте без зонта и физиологии письма
9:4811 марта 2019

Гала Узрютова – поэт, прозаик и драматург из Ульяновска дебютировала в популярном сегодня жанре «young adult» (подростковая литература). После сборников стихотворений и прозы у автора выходит книга «Страна Саша». Историю о жизни подростка, столкнувшегося с внутренними и подчас трудноразрешимыми проблемами, выпускает издательство «КомпасГид». Тексты писателя всегда отличались осмысленностью деталей, глубиной сюжета, психологичностью образов, и этот раз не стал исключением.

– Вы написали книгу в новом для вас жанре – young adult – и подняли в ней такую сложную и злободневную тему как воспитание мальчика без отца. Почему?

Довольно давно общество, увы, живет в такой ситуации, кода ребенок либо не знает отца, либо общается с ним по выходным. Психологи даже отмечают, что в России появился женский перекос в воспитании мальчиков, ведь им не хватает мужского общения, особенно в период взросления, когда некоторые вещи ты можешь обсудить только в мужской компании. Многие вещи в книге «Страна Саша» основаны на реальных событиях — они происходили с молодыми людьми, воспитанными мамами, тетями и бабушками. Мама героя пытается порой не совсем адекватными способами вырастить из него мужчину, пока тот стесняется своей мягкости, завидует брутальным парням и помогает маме выбрать ухажера на тест-драйвах. Герой книги Саша — собирательный портрет подростков, столкнувшихся с такой ситуацией. Что с ним произойдет при встрече с девушкой, которая, несмотря на свой возраст, ждет от него взрослых мужских поступков?

– Как оцениваете сегодняшнее предложение на рынке подростковой литературы? Какие тренды наблюдаются в литературе вообще? К творчеству каких ульяновских писателей стоит присмотреться?

Современным подросткам повезло, сейчас просто бум литературы для молодежи. Много качественных книг российских и зарубежных авторов, причем по самым разным, в том числе ранее табуированным темам.

Среди трендов, не скажу, что новых, но продолжающихся: активизация young adult направления, рост внимания к детской и феминистской литературе. Отмечу также рост популярности тем, связанных с waithood (wait + adulthood), это разные вопросы откладывания взросления людьми 30+. Меня радует, что в России продолжается активная литературная децентрализация. Очень важно, чтобы было как можно больше удаленных от Москвы и Петербурга литературных центров.

Несомненно, в Ульяновске есть очень интересные авторы. Поэт Елена Кувшинникова, писатель Ольга Шейпак, поэты Вячеслав Савин, Сергей Гогин, Данила Ноздряков, писатели Константин Сазонов, Кирилл Луковкин и много других. С любопытством слежу за текстами Ирины Богатыревой и Марии Завадской, они выросли в Ульяновске, сейчас живут в Москве. Замечательные книги оставил, к сожалению, уже ушедший журналист, писатель и поэт Андрей Безденежных.

Что, по-вашему, главное в литературе: увлекательный сюжет или мораль?

– Ни то, ни другое. Главное, чтобы текст действовал, причем даже на физическом уровне. Я замечаю, что от хорошего текста, действующего стихотворения всегда становится не по себе. Текст на самом деле – очень физическая вещь, а не языковая. Согласны вы с написанным или нет, нравится вам текст или нет, но, если он на вас действует, вы это почувствуете. Когда читаешь такой текст, тебе становится неловко, потому что он всё обнажает. Это и есть главное.

Что вас вдохновляет или даёт толчок, когда вы понимаете: «Ага, кажется, стоит написать книгу»?

– Написание книги для меня – всегда очень иррациональный процесс, сложно сформулировать, как это происходит. Можно представить, что, к примеру, ты идешь, и постепенно начинается дождь, а зонта у тебя нет. Капля за каплей – и одежда намокает, становится более тяжелой, пока, наконец, не станет совсем мокрой. Тогда ты снимаешь ее и выжимаешь. И эта выжатая вода, впитавшая цвет одежды, соль, – и есть моя книга. Она всегда постепенна, и случается как какое-то освобождение. Тебе просто нужна сухая одежда, чтобы идти в ней дальше. И ты пишешь книгу. В мокрой одежде ходить холодно.

Как обычно пишутся книги: в тихом месте вдали от людей или от случая к случаю? Это больше поток или систематическая работа?

– Каждый автор работает по-своему. Я знаю писателей, которые могут заниматься текстом в кафе или аэропорту. Мне же нужна тишина, и чтобы вокруг никого не было. Для меня это так же интимно, как сон или принятие ванны. Что касается самого процесса, не пишу по графику или каждый день. Какое-то время текст зреет внутри, и только потом я записываю. В это время я перемещаюсь в страну этого текста и живу там до тех пор, пока не почувствую, что пора возвращаться. Никогда не знаю, чем закончится текст. Иначе мне будет неинтересно его писать.

Писателю важен имидж, некий образ? Когда-нибудь задумывались над его созданием? Вот Пелевин просто окутан мифами, и, кажется, это ему на руку.

– Свой миф автор создает тогда, когда он пишет текст. Зачем создавать искусственные мифы? Наигранность всегда чувствуется.

Чтобы научиться писать, нужно до этого много прочитать?

– Не уверена, что можно научиться писать. Ты просто рождаешься с этой способностью, как, например, человек может родиться левшой. Конечно, человек, родившийся правшой, способен научиться делать все и левой рукой, но внутри у него все устроено не так, как у левши. Другое дело, что ты можешь развивать эту способность, расширять ее.

У вас есть кумиры, примеры или, может быть, литературные герои, на которых хотите равняться в жизни и творчестве?

– Кумиров у меня нет. В разное время мне нравились совсем не похожие друг на друга авторы. В студенчестве я часто читала Достоевского и зарубежную прозу, например, таких авторов, как Милан Кундера, Йэн Бэнкс, Карлос Кастанеда, Джон Апдайк. Какое-то время зачитывалась книгами Ника Хорнби и Эрленда Лу. Фэнтези меня никогда не увлекало. Сейчас мои любимые авторы – Раймонд Карвер, Петер Хандке, Малин Кивеля. Вообще предпочитаю современную литературу, но книги Достоевского по-прежнему люблю.

Книги — это больше про отдушину, славу или деньги?

– Ничего из этого не имеет отношения к книгам. Писать – это такой способ жить. Каждый возделывает реальность по-своему, писатель – пишет. Например, чтобы скользить по воде, водомерке даны длинные тонкие ноги, кончики которых покрыты жёсткими волосками, они не смачиваются водой. А писателю, чтобы двигаться дальше, дана способность писать.

Для справки

Родилась в 1983 году в Ульяновске. Окончила УлГУ, факультет культуры и искусства. Автор сборника стихотворений «Обернулся, а там – лес», сборника прозы «Снег, который я пропустил», книги «Страна Саша», автор 10 пьес. Тексты переводились на немецкий, английский, словенский, латышский, итальянский языки.

Является победителем и лауреатом престижных литературных конкурсов и премий. Работала в писательских резиденциях в Латвии и Словении, участник поэтических чтений в Берлине, Хайдельберге, международных литературных проектов и фестивалей в Германии, Исландии, Испании. Член Союза писателей Москвы.

Сайт www.galauzryutova.com

Алия Утигенова

Фото Александра Знака