Ульяновск, -8°C
0 Р
0 Р
Сказку с оркестром «Про Федота-стрельца» покажут в Ульяновске
12:1502 Октября 2018

4 октября в рамках филармонического проекта «Поколению будущего» для юных слушателей и их родителей в Ленинском мемориале пройдет весёлая сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца», поставленная по произведению известного актера Леонида Филатова.

Особенность программы в том, что она будет представлена с участием двух оркестров: Оркестра народных инструментов ДМШ №2 имени В. К. Мержанова г. Тамбова (руководители лауреаты Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства Алексей Моргунов и Алексей Артемьев) и Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов.

Чтение сказки будет сопровождаться яркой, красочной музыкой Георгия Шендерёва и русских композиторов, а прочитает сказку в лицах артист Тамбовского академического драматического театра Вячеслав Шолохов.

Наделенная стремительным действием, искромётным юмором, меткой сатирой и «простонародной» речью, но адаптированная для детской аудитории, в исполнении тамбовчан сказка превратится в весёлую музыкально-литературную композицию.

Дирижер оркестра Алексей Моргунов уже выступал в нашем городе с Ульяновским оркестром русских народных инструментов, был участником 55-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». В преддверии новой встречи с ульяновским слушателем Алексей рассказал корреспонденту Медиа73 о себе и своей концертной программе.

Алексей, вы блестящий солист-инструменталист, но выбрали не карьеру исполнителя, а карьеру преподавателя. Вы преподаете в колледже, да и дирижер детского оркестра в чем-то тоже является педагогом. Почему сделали такой выбор?

– Мне кажется, мы не всегда решаем, какой именно путь выбираем, очень часто путь сам выбирает нас. Так получилось, что я начал работать преподавателем в музыкальной школе и выступать как дирижер раньше, чем начались мои сольные выступления; обычно все бывает наоборот. В дирижировании мне помогла победа в первом Всероссийском музыкальном конкурсе, который дал мне стимул в дирижерской карьере. По поводу педагогической деятельности скажу, что очень много детей хочет заниматься музыкой, у меня всегда большой класс; в школах большой спрос на балалайку, потому что детям интересно что-то живое. Если приходишь в общеобразовательную школу и играешь «Барыню», «Светит месяц» или «Заиграй, моя волынка», дети с радостью выражают желание заниматься. Остается узнать, хотят ли этого родители, – это очень важное условие, без которого невозможны занятия в музыкальной школе.

Постепенно работа из школы перешла в музыкальный колледж, мои ученики подрастали, и нужно было их дальше развивать. Поэтому я стал преподавать сначала в музыкальном колледже, а теперь уже и в музыкальном институте города Тамбова. Все выдающиеся исполнители-«народники», народный артист России Александр Цыганков, Сергей Лукин, мой педагог Андрей Горбачев, преподают.

Детский оркестр дал мне как дирижеру очень много. Я уверен, что если бы не этот коллектив, с которым я работаю на протяжении 10 лет, то никаких дирижерских достижений у меня не было бы. Они выросли, и я вырос вместе с ними как дирижер; тот уровень, которого мы вместе достигли, можно показать слушателям на больших гастролях в Пензе, Саранске, Ульяновске, Казани, Самаре.

4 октября Вы с детским оркестром и артистом Тамбовского академического драматического театра Вячеславом Шолоховым выступите в Ульяновске с музыкальной программой «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Расскажите, чем программа будет интересна юным слушателям и их родителям?

– У нас обширный репертуар, но для выступления в Ленинском мемориале мы приготовили именно «Про Федота-Стрельца…» и несколько самых ярких показательных оркестровых вещей, которыми хотели подчеркнуть уровень нашего оркестра.

«Про Федота-стрельца» – это замечательная сказка, написанная Леонидом Филатовым удивительным языком, стилизованная под русские народные сказания, с искрометным юмором, с такой живой народной речью, что поражаешься авторскому мастерству. Этот шедевр мы решили подкрепить музыкой, которая, на наш взгляд, соответствует филатовскому языку. Мы включили в концерт музыку Георгия Шендерёва – почти всю его сюиту «Узоры луговые». Это не использование цитат народных песен, это сочиненные мелодии в русском духе и в своеобразном «деревенско-джазовом» стиле. Чтец Вячеслав Шолохов поет частушки, увлекаясь рассказом, переходя от роли к роли. Есть отдельные оркестровые номера с разными шутками, которые могут показать все плюсы оркестра народных инструментов. Текст несколько адаптирован для детской аудитории, сокращен, чтобы не было утомительно, и чтобы сюжет разворачивался достаточно мобильно, потому что сейчас и дети, и взрослые привыкли к другому темпу развития сюжета. И еще нам интересно показать возможности своего молодежного оркестра.

Отмечу, что программу «Про Федота-стрельца» мы будем исполнять двумя оркестрами: наш молодежный оркестр народных инструментов и Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов. Для нас это будет очень ответственно, потому что нужно совместить два совершенно разных по исполнительской школе и по возрасту музыкальных коллектива, привести их «к общему знаменателю». Мы надеемся сами получить удовольствие от совместного музицирования. Это большая радость, когда есть возможность играть в таких потрясающих залах, как Ленинский мемориал, или зал Салиха Сайдашева, зал Пензенской филармонии, где мы выступим в дальнейшем. Это очень почетно.

Чем концерт будет интересен юным слушателям и их родителям? Я думаю, что вообще, подобный жанр музыкально-литературных композиций или «сказок с оркестром» интересен детям. Сквозное развитие сюжета их увлекает и позволяет сконцентрировать внимание, дает возможность привязать к сюжету серьезную музыку, не скатываясь до «попсы». Мы постарались подобрать такую музыку, которая дополняет сюжет эмоционально и стилистически, чтобы дети были захвачены тем, что происходит на сцене, следили за перипетиями сюжета, переживали за Федота-стрельца. Самая главная изюминка – это то, что подобные программы позволяют вовлечь детей в литературно-музыкальный процесс и держать их внимание на протяжении всего концерта, сколько бы он ни длился.

Вячеслав Шолохов – не просто один из ведущих актеров Тамбовского академического драматического театра. Это потрясающий чтец. Он победитель международного конкурса чтецов имени Чехова в Москве, один из тех чтецов, которые способны раскрыть замысел и драматургию произведения. С юмором и разыгранными мизансценами он представляет разные действующие лица сказки. Это, фактически, моноспектакль с несколькими совершенно разными харизматичными действующими лицами (Баба-Яга, Царь и т.д.), за которых начинаешь переживать. В итоге, они терпят поражение, но они настолько обаятельны в воплощении Вячеслава Шолохова, что доставляет удовольствие это слушать. Мы несколько раз уже исполняли эту сказку в разных городах и всегда производили фурор. Публика очень живо реагирует на его интерпретацию.

Вы неоднократно приезжали в Ульяновск и выступали с Ульяновским оркестром русских народных инструментов. Какие впечатления остались от города? От общения с нашими музыкантами?

– Я трижды был в Ульяновске, но посмотреть город получилось только в последний мой приезд. Я посетил Ленинский мемориал и музей Гончарова. И тот и другой музейные комплексы меня поразили. Они очень интересны и великолепны. Таких масштабов, как в Ленинском мемориале, наверное, трудно найти в России. Может быть, только Московский или Казанский кремль могут похвастаться в сравнении масштабов музея. Город очень красивый, приятный. Замечательный исторический квартал сохранен в центре – целый квартал памятник архитектуры!

Ульяновский оркестр русских народных инструментов – очень динамичный, живой, легко реагирующий на требования и пожелания дирижера, всегда интересно работать с такими мобильными коллективами. Мне кажется, оркестр сейчас испытывает творческий подъем. Думаю, что нам и в этот раз будет интересно работать вместе.

Что пожелаете участникам концерта – и слушателям, и музыкантам?

– Музыкантам хочу пожелать творческой удачи, слушателям – прийти на концерт с открытым сердцем, с готовностью воспринимать что-то новое; почаще ходить на концерты живой музыки, прежде всего, академической музыки, к которой относится и оркестр народных инструментов. Потому что тот обмен эмоциями, энергией, мнениями, который происходит на живых концертах, невозможно заменить даже самой лучшей аудио- и видеозаписью.