Яндекс.Метрика
Сергей Морозов попросил не «кошмарить» регионы
14:2024 августа 2018

23 августа в Москве прошло совещание по межбюджетным отношениям и подготовке Госсовета по этому вопросу. В ходе совещания губернатор Ульяновской области Сергей Морозов высказал своё мнение относительно внутренней бюджетной политики и попросил внести изменения в Указ Президента №773.

По словам Морозова, Ульяновская область – один из немногих регионов с несырьевой экономикой, который показывает достойные темпы роста доходов областного бюджета. Только за последние 5 лет валовой региональный продукт вырос на 75 миллиардов рублей. Годовой объём собственных доходов областного бюджета за этот же период вырос в 1,7 раз – до 39,5 миллиарда рублей в 2017 году. Всё это при том, что регион делает ставку на благоприятный бизнес-климат и высокие технологии.

Тем не менее, несмотря на такой подход и отношение к работе регион практически не ощущает поддержки от федерального центра. Изменения налогового и бюджетного законодательства привели к существенным потерям для казны региона. Только в рамках 2017 года выпадающие доходы превысили 2,8 миллиардов рублей – это почти месячный объем доходов региона. Потери произошли за счет:

– снижения норматива отчислений регионам от акцизов на нефтепродукты – более 1 миллиарда рублей;

– изменения механизма зачисления акцизов на «крепкий» алкоголь в областной бюджет – это еще почти 1 миллиард рублей;

– централизации 1-% налога на прибыль – 561 миллион рублей;

– льготы по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования – 194,4 миллиона;

– льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств, уплачивающих плату по системе Платон – 28,8 миллионов.

Кроме того, за счёт регионального бюджета решается целый ряд распоряжений федерального центра. Например, решение 2013 года о дополнительной поддержке детей-сирот, снимающее возрастные ограничения на обеспечение их жилыми помещениями. Только на начальном этапе это увеличило потребность в средствах областного бюджета на 600 миллионов. А за счёт ежегодного увеличения очереди сумма областных средств на эти цели сейчас составляет почти 1,5 миллиарда рублей.

Потребность для строительства инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 600, превышает 2,5 миллиарда рублей.

Социальные и имущественные налоговые вычеты гражданам за счет НДФЛ выросли в 2 раза.

Расходы областного бюджета на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличились в 6,5 раз с 800 миллионов рублей в 2011 году до почти 5,3 миллиардов в 2018 году.

При этом глава региона отметил, что всё вышеперечисленное – правильный тренд, направленный на улучшение качества жизни населения, но эти меры реализованы исключительно за счет средств региональных бюджетов.

Только вышеперечисленные решения тянут почти на 12 миллиардов, и это ещё не полный список новых обязательств, которые появились у Ульяновской области по решению федерального центра.

Отчасти из-за этого госдолг региона с января 2013 года по август 2018 года вырос примерно на 16 миллиардов рублей, с 9 миллиардов до 25 миллиардов рублей.

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации Сергей Морозов видит развитие диалога между региональной и федеральной властями по линии межбюджетных отношений. «Никто в регионы, в представительный орган власти региона не направляет и формальных запросов на предмет оценки принимаемых решений», – заявил губернатор.

Подход через модельный бюджет загнал глав регионов в смету. Губернаторы не могут вести и выстраивать налоговую политику. На все требуются дополнительные согласования. Без этого невозможно даже перекинуть с одной статьи бюджета на другую несколько тысяч рублей. И речь идёт о деньгах областных бюджетов, средствах, которые регионы заработали сами.

Всё это дополняется введением дополнительных мер ответственности к региону, фактически системой штрафов. Они применяются в случае даже минимального невыполнения условий соглашения с Минфином «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ульяновской области». Происходит сокращение дотаций из федерального бюджета. Так на 2019 год это сокращение почти на 5% от объёма дотации 2018 года.

А ведь ранее дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности по своей сути являлась безусловной и безвозмездной финансовой помощью Российской Федерации субъектам РФ. Рассматривалась как собственные доходы регионов. Действующая система не стимулирует регионы к развитию, увеличению сборов налогов, а наоборот. «Сейчас получается так: не делай лишнего, не напрягайся и дополнительно получи деньги из федерального бюджета. А тому, кто берет на себя ответственность, проявляет инициативу, добивается результата – финансовая поддержка обрезается, ухудшаются условия для софинансирования», – заявил Морозов.

Губернатор Морозов предложил сконцентрировать внимание на необходимости тщательной оценки последствий принимаемых на федеральном уровне решений для финансового состояния регионов. Кроме того, глава региона сформировал список предложений, среди которых прозвучали просьбы:

– не принимать решений, приводящих к выпадающим доходам региональных бюджетов;

– дать возможность регионам определять самостоятельно размер и направление федеральной налоговой льготы, как она будет работать на конкретной территории;

– предусмотреть компенсацию выпадающих доходов регионам по налоговым льготам, устанавливаемым федеральным законодательством;

– не сокращать дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам, в случае невыполнения ими условий Соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.

В завершении своего выступления Сергей Морозов предложил внести изменения в Указ Президента РФ №773. Согласно Указу деятельность региональных властей оценивается и по характеру контрольно-надзорных мероприятий. В частности, это важнейший индикатор Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Однако часть показателей находится в зоне совместной ответственности регионов и территориальных органов федеральной власти. При этом федеральные органы контроля и их территориальные подразделения имеют существенное влияние на оценку. Большинство контрольных мероприятий поводятся именно федеральными органами.

При этом у региональных властей на федеральные виды контроля отсутствует механизм воздействия на федеральные органы.

«Я предлагаю закрепить на федеральном уровне подотчётность федеральных контрольных органов перед губернаторами, для чего внести изменения в указ Президента № 773, предусмотрев ежегодные обязательные доклады руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе межрегиональных, перед губернаторами», – подчеркнул Сергей Морозов.

Планируется, что заседание консультационной комиссии Государственного совета Российской Федерации состоится 31 августа в Москве, на нем будут обсуждаться вопросы социально-экономического развития страны, регионов, рассмотрены предложения по их решению.