Ульяновск, 4°C
0 Р
0 Р
Рождество Христово – праздник любви, мира и доброты
11:5906 Января 2018

Череду знаменательных дат в Новом году открывает Рождество Христово. Христианский и государственный праздник широко отмечают в более чем 100 странах мира. Именно в этот день в небольшом еврейском городке Вифлееме произошло небывалое в истории событие, которое положило начало новой эры для значительной части человечества: сверхъестественным образом от Девы Марии родился Иисус Христос.

Вернёмся в те далёкие времена. По приказу римского цезаря Августа шла перепись населения  Палестины. Каждому надлежало явиться в город, где было положено начало его роду. Иосиф и Мария поспешили в Вифлеем. А когда прибыли, то оказалось, что все гостиницы и дома уже заняты прибывшими на перепись людьми. Путешествие было долгим и утомительным, после него требовался отдых. Пришлось довольствоваться пещерой, в которой зимой укрывали от непогоды овец. Здесь у Марии и появился на свет Богомладенец. Родила она его без мук и страданий, он спокойно лежал на соломе в кормушке для овец, которая и стала его колыбелью. Именно от Рождества Христова мы и ведём летоисчисление.

До октябрьского переворота 1917 года Рождество в России праздновали перед Новым годом, 25 декабря. Готовились к нему основательно. Шесть недель соблюдали Рождественский, больше известный как Филипповский пост. В народе говорили: «Кто о Филипповках не постится, у того ржи не уродится». В ночь с 6 на 7 января в православных храмах шли рождественские богослужения. После них православные разговлялись сочивом, иначе кутьёй – кашей из различных злаков на меду и маке. Затем на 12 дней вступали в свои права рождественские святки.

На Руси для молодёжи не было праздника веселее, чем Рождество. Здесь тебе маски, костюмы, переодевания, ряженые, колядки… Церковь этого не одобряла – налицо язычество. Но гуляли с размахом. Люди постарше, напротив, Рождество считали семейным праздником, отмечали с благоговением, в кругу родных и близких.

Считается, что весёлые рождественские обряды получили в России распространение благодаря Петру Первому. Иностранцы отмечали, что московские государи с 1649 года перед Богоявлением ходят «славить» к своим знатным подданным и чужестранцам. Тот же Пётр Первый каждого, кто уклонялся от новых обрядов, сурово наказывал. В его «Деяниях», например, зафиксирован такой факт: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что быв написан в «славление» да не ездил».

Вечером, перед тем как сесть за стол, селяне всей семьёй выходили во двор «глядеть звёзды». Высматривали «путеводную» и по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай, как основу благополучия в хозяйстве. Если ночь звёздная – будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество – пчёлы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездисто – к урожаю гороха.  Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов, и другие приметы.

Женщины в святой вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные кочаны капусты. Матери будущих невест прислушивались к тому, с какой стороны лают собаки – с той стороны и свахи будут. Одновременно с этим устраивались гадания на злаковой соломке. Юные селянки гурьбой ходили ночью к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой почудился звон колокольчика, ожидало, по поверью, скорое замужество, а глухой стук означал могилу, и здесь без слёз не обходилось.

Мужчины выходили во двор и поджигали заготовленную накануне кучу сухого хвороста, чтобы родителям на том свете было тепло. 

Хозяин каждого дома, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», говоря иначе, не губить посевы. Ели кутью из общей чашки. Кутейный вечер воспринимался  как начало праздника, долгого и радостного.

Так оно и было. По крайней мере, до 1917 года Рождество в России было всенародным праздником с его радушием, хлебосольством и заботой о ближних. Во время рождественского поста особенно щедро раздавалась милостыня, помогали больным и томящимся в неволе.

Сразу же следует сказать, что в первые годы Советской власти Рождество в стране было государственным праздником и выходным днём. Но потом религиозные праздники отменили, на Церковь начались гонения, мы перешли на новое летоисчисление и Новый год, с ёлкой и подарками, стали праздновать не 25 декабря, а 1 января.  Прошло много лет, прежде чем Рождество «восстановили в правах» и в декабре 1990 года вновь объявили его праздничным днём. И это ещё раз подтверждает истину, что праздник, вобравший в себя христианские и народные традиции, своей значимости и силы не потеряет никогда.  

В этот сочельник, 6 января, в Ульяновской области пройдут богослужения во всех храмах, верующие восславят Творца и с чистым сердцем и светлыми помыслами встретят рождественские дни.

В Рождество хорошо собраться всей семьёй за одним большим праздничным столом, чтобы сказать ещё раз самые главные слова своим родным и близким. Именно в эти дни, как никогда, мы сознаём всю созидательную силу Божественного начала, воспеваем любовь, мир, доброту».

 

Виктор Никитин