Яндекс.Метрика
Пришёл Третий Спас – уходит лето от нас
9:0529 августа 2018

Вот и завершился Успенский пост. Как говаривали в старину, Господь отрезал для него от Великого поста две недели, настолько строгим считается этот срок. Теперь пришло время отпраздновать день Спаса Нерукотворного. Он ежегодно отмечается православными христианами 29 августа. Названий у него несколько. Его называют Ореховым Спасом, потому что как раз к этому времени, как правило, в лесах и лощинах созревают орехи. Называют и Третьим, потому что идёт вслед за Медовым и Яблочным Спасами. Праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда связывали с главным для крестьян событием года – окончанием уборки хлебов. Так родилось ещё одно название – Хлебный Спас.

Если же брать стародавние времена, то название праздника проистекает из легенды о чудесном исцелении царя Авгаря. Был он правителем древнего сирийского города Едессы и болел проказой. Да так жестоко, что даже самые опытные лекари отступали. Совсем было отчаявшись, царь решил попробовать ещё одно средство. Донесли ему, что окрест идёт молва о некоем Иисусе Христе, наделённом невиданными доселе исцеляющими способностями. К нему-то Авгарь и отправил своих посланников. Христос гонцов принял и выслушал. К тому времени сложилось так, что он не мог быть в Едессе, что и объяснил посланникам царя. Однако заверил их, что обязательно исцелит повелителя. Тут же попросил подать ему убрус (полотенце), которым и отёр своё лицо. На холсте отпечатался лик Спасителя, который вскоре станут именовать как «Спас на полотне», известный нам как «Спас нерукотворный». Христос вручил убрус гонцам с наказом немедленно передать его повелителю.

Авгарь с благодарностью принял полотно с изображением лика Иисуса Христа и стал им постоянно утираться. Очень скоро царь почувствовал заметное облегчение. Окончательно избавил повелителя от мучительной болезни апостол Фадей, который явился к нему после казни Спасителя и его вознесения на небо. Таким образом, Иисус Христос сдержал своё обещание избавить царя от мучительного недуга.

Исцелённый Авгарь в знак признательности за совершённое над ним чудо исцеления принял православную веру, стал христианином, а убрус повелел укрепить над главными воротами Эдесы. Случилось, однако, страшное. Напавшие на город мусульмане не только разорили его, но и похитили священную реликвию. Прошло целых 900 лет, прежде чем византийский император Михаил III выкупил её.

В царствование Константина Багрянородного произошло знаменательное и памятное событие: убрус перенесли в Константинополь и поместили в храме. Случилось это 29 августа 944 года. День перенесения объявили одним из значимых христианских праздников. Он был омрачён в 1204 году, когда во время крестового похода образ похитили. Есть предание, что его перевозили на корабле, который затонул во время шторма. Священная реликвия не была найдена и с тех пор считается утраченной. Но отношение к ней как к святыне сохранилось. Непосредственно на Руси образ стал известен с 12-го века. Установилась традиция идти в бой со знамёнами, на которых был начертан образ Спаса Нерукотворного.

Остался и праздник, любимый и почитаемый в народе. Отмечался он не так широко, как Медовый и Яблочный Спасы. И то сказать, землепашцам совсем не до гуляний. Завершаются уборочные работы, начинается сев озимых хлебов. Но считалось обязательным испечь хлеб из муки нового урожая, освятить его в храме и только потом подавать к столу как главное кушание.

По возможности устраивались и ярмарки. Было поверье, что торговля в этот день будет успешной и прибыльной. Причём желательно было купить в дом хотя бы какую-то вещицу: себе пусть и небольшая, но радость, не проведёшь весь год в нищете, да и торговцу какая-никакая прибыль. Но больше всего торговали полотнами и холстами. Недаром праздник называли Холщовым Спасом, Спасом на полотне, Спасом на холстах. Особым признанием пользовалась ярмарка, местом проведения которой традиционно было село Зелёные Горы, что в Нижегородской губернии. Ей даже посвящалась поговорка: «Третий Спас – на зелёных горах холсты продают».

С Третьего Спаса можно было начинать сбор лещины (орехов), вязали банные веники из ореховых прутьев. Это были дни, когда все свободные от уборки урожая и сева озимых, чаще всего, старики и дети, целыми днями пропадали в лесах. Хозяйки, в свою очередь, хлопотали у печи, пекли хлеба, пироги с грибами, готовили блюда с орехами, чтобы порадовать не только своих домашних, но и родных, гостей. Готовили специальную настойку на орехах, которая хорошо помогала от простуды. Успенский пост оставался позади и можно было готовить угощения из мяса и рыбы. Хотя главными в этот день на столе оставались хлеб, орехи, мёд и яблоки

Виктор Никитин