Яндекс.Метрика
Подводный флот России: новая стратегия в новую эпоху
8:4219 марта 2018

Ежегодно в нашей стране 19 марта отмечается День моряка-подводника. Выбор даты не случаен. Именно в этот день 1906 года по указу российского императора Николая II в классификацию судов ВМФ впервые были включены как боевые корабли 20 подводных лодок «Форель», а также субмарины класса «Касатка», «Сом», «Осётр». Сразу вслед за этим специальным указом был учреждён Учебный отряд подводного плавания на базе порта Императора Александра III в Либаве. Россия стала одной из первых стран мира, которая обзавелась собственным подводным флотом.

Так было положено начало новому празднику. Но после октябрьского переворота 1917 года отмечать его перестали. И только 15 июля 1996 года Главком ВМФ России Феликс Громов подписал приказ, согласно которому ежегодно 19 марта стал отмечаться День моряка-подводника.

Официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году. Однако всё началось гораздо раньше. В 1718 году некто Ефим Прокофьевич Никонов обратился к Петру I с челобитной, в которой предлагал построить «потаенное судно». Удалось даже построить экспериментальный экземпляр. Но при испытаниях лодка получила пробоину. За время её ремонта умер государь, Никонова разжаловали в простые работники верфи, задумка так и не была доведена до конца.

В 1834 году под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Однако проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

В 1878 году свою подводную лодку презентовал российский изобретатель Степан Карлович Джевецкий. Первая модель была одноместной, вторая – включала экипаж из четырёх человек и приводилась в движение силой ног матросов, которые через педали вращали гребной винт. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем.

Но отцом российского подводного флота называют Ивана Григорьевича Бубнова. Под его руководством была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» с дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 морских узлов. Она по всем характеристикам превосходила зарубежные образцы. В 1903 году Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертёжной мастерской Морского технического комитета. Ему поручено было возглавить работы над проектами подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула».  

Тем временем упомянутый нами Учебный отряд в Либаве только за первые два года своего существования подготовил 103 офицера-подводника и 525 специалистов. Сюда поступали все построенные подводные лодки. Их комплектовали экипажами и распределяли на Черноморский и Балтийский флоты.

К началу Первой мировой войны Россия располагала 58 подводными лодками, которые были сосредоточены в основном на Балтийском море. Только в 1915 году ими было захвачено и потоплено 16 германских транспортных судов. За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки. Но остальные вплоть до 1937 года продолжали нести службу уже в советском военно-морском флоте.

В середине 20-х годов началось строительство советских подводных лодок. В первую программу военного кораблестроения было включено 6 подлодок типа «Декабрист», в экипаж каждой из которых входило 53 человека. Всего с 1930 по 1939 год для ВМФ страны было построено 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 212 подводных лодок. Было подготовлено 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев – подводников.

Победа в Великой Отечественной войне внесла свои коррективы. Практически сразу же после войны резко ухудшились отношения между Советским Союзом, с одной стороны, и США, Великобританией, другими странами Запада – с другой. Началась гонка вооружений, в частности, строительство атомных подводных лодок. На 50 из них были внедрены ядерные энергетические установки, что обеспечивало подводным кораблям практически неограниченную возможность плавания. Уже к 1961 году российских флот имел 4 ракетных и 5 торпедных атомных подводных лодок. Всего же в Советском Союзе было построено 243 атомных подлодки различных классов и, с учётом царской России, свыше одной тысячи дизельных субмарин. Требовались специально подготовленные кадры. В 1954 году Первое Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в Первое Высшее военно-морское училище подводного плавания. Ещё раньше в Севастополе было создано Третье Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания, готовившее инженерные кадры для океанского атомного флота.

Только крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна может позволить себе обладать эффективным подводным флотом. Россия относится именно к таким государствам. С развитием атомной энергетики и совершенствованием ракетно-ядерного оружия её подводный флот превратился в часть ядерного щита. На вооружении ВМФ Российской Федерации стоят многоцелевые атомные и дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек составляют офицеры. И совершенно не напрасно моряков-подводников называют элитой Военно-морского флота России.

И в заключение несколько интересных фактов.

Русско-японская война 1904-1905 годов с тала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.

Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.

Наибольшая глубина погружения подводной лодки – 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ Советского Союза К-278 «Комсомолец».

Наибольшая в мире подводная лодка – субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Её надводное водоизмещение составляет 23200 тонн, подводное – 48 тысяч.

Виктор Никитин