Яндекс.Метрика
Наследие эпохи. Дом-музей Ленина в лицах
13:2007 сентября 2018

В этом году Дом Ленина – первый ленинский музей в стране отмечает 95-ю годовщину со дня основания. Несмотря на то, что памятная дата выпадает на 10 декабря, в музее уже открылась новая выставка, посвященная тем, кто трудился здесь в самое тяжелое время становления учреждения и реставрации зданий. О новой экспозиции под названием «Наследие эпохи» рассказала директор Татьяна Брыляева.

Началом выставки является основополагающий документ - купчая на имя Марии Александровны Ульяновой, жены Ильи Николаевича Ульянова и матери революционера Владимира Ильича Ленина.В ней говорится о покупке дома у вдовы титулярного советника Екатерины Петровны Молчановой. Впоследствии семья Ульяновых прожила здесь девять лет.

«Интересно, как дом Ленина выглядел до того, как стал музеем. Благодаря труду научных сотрудников была найдена картина художника Владимира Васильевича Воробьева, который изобразил дом в 1919 году. Это одно из самых ранних изображений места, где проживала семья Ульяновых», – рассказывает Татьяна Михайловна.

19 год.jpg

Музей вначале был открыт как историко-революционный, но в таком качестве просуществовал недолго – всего пять лет. Дело в том, что посетители просили, а после смерти вождя особенно, восстановить всю обстановку, в которой жил глава советского государства.

«В 1928 году историко-революционный музей был закрыт. Началась реставрация здания дома Ульяновых. Была создана специальная комиссия, в состав которой вошла Анна Ульянова (в первом ряду посередине), сестра Владимира. Также сюда вошли многие интересные люди, вхожие в дом Ульяновых».

комиссия.jpg

В честь открытия экспозиции 7 ноября 1929 года у дома прошел митинг. Впервые на выставке представляются новые фотографии, полученные из личных архивов потомков сотрудников музея.

открытие.jpg

«Ведь как бывает, люди фотографируются, фотографии дарятся, теряются, забываются. По этой причине они не всегда оказывались в архивах. В те времена и не думали, что на основании этого будут писать историю. Этих двух фотографий не было ни в фондах Ленинского музея, ни в архивах, – поясняет директор. – Они находились в семейном альбоме смотрительницы музея того времени. Однажды к нам пришел ее родственник с просьбой дать датировку снимку. Так она попала и к нам».

На фотографии 1934 года запечатлена директор музея Клавдия Гуськова (в первом ряду третья слева), кроме этого снимка, нигде ее изображений не сохранилось. Как рассказывает Татьяна Михайловна, это объясняется тем, что ее муж был репрессирован, а когда такое происходило, то фотографий близких родственников в публичном доступе не оставалось.

1934.jpg

Вторая фотография, сделанная также в 1934 году, но уже со следующим директором – Александрой Каверзиной (в центре первого ряда). С ее именем связаны знаменательные моменты истории Дома-музея. При ней начался процесс создания Ульяновского филиала.

1934 (2).jpg

Тогда в Москве был создан Центральный музей Ленина, а в тех городах, где когда-то жил Ленин, создавались его филиалы. Открытие нового филиала в Ульяновске, где сейчас располагается Музей современного изобразительного искусства, было назначено на ноябрь 1941 года. Когда определялась дата, никто еще не знал, что случится война. Директором филиала был назначен Кузьма Гончаренко, но проработал он недолго.

«В июне начался туристический сезон, и он издает приказ, что музей работает без выходных дней. Но это продлилось недолго, так как началась война. Многие сотрудники музея ушли на фронт, среди добровольцев оказался и Кузьма Гончаренко. Он погиб в 1942 году».

Тогда директором была вновь назначена Александра Каверзина. На ее хрупкие плечи выпала тяжелейшая работа, результат которой определил дальнейшее будущее Ленинского памятника. Дело в том, что деревянное здание музея ветшало, и ей удалось добиться его реставрации.

Проект обновления был разработан в 1944 году. Тогда все конструкции дома были разобраны по брёвнышку, а на территории музея вырыта огромная ванна с специальным защитным раствором, куда окунались все деревянные части. Также в этот период были осуществлены работы по обеспечению температурно-влажностного режима в здании. Таким образом, музей был подготовлен к туристическому буму конца 60-х годов, когда через музей проходило ежегодно полмиллиона посетителей.

Алия Утигенова