Яндекс.Метрика
«Муравьёвский мятеж»: несостоявшийся переворот
13:5915 марта 2018

Руководитель Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества Шарпудин Хаутиев продолжает серию публикаций, посвящённых объектам, имеющим историческую и культурную ценность и связанным с ними знаменательным событиям. Так, он рассказал о здании бывшего кадетского корпуса, в котором было положено начало ликвидации так называемого «муравьёвского мятежа».

В этом здании, как поясняет Шарпудин Хаутиев, в марте-июле 1918 года размещался Симбирский комитет РКП(б) и Исполком Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Симбирской губернии. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года его включили в список объектов  истории и культуры как памятник общесоюзного значения. Основанием послужило такое крупное событие гражданской войны, как ликвидация левоэсеровского мятежа, который организовал в Симбирске левый эсер Михаил Муравьёв.

Он был во всех отношениях неординарной личностью. Бывший подполковник царской армии, в дни октябрьского переворота примкнул к большевикам. Был назначен на должность командующего Восточным фронтом со штабом в Казани. Но вскоре изменил Советской власти, тайно покинул город и вечером 10 июля 1918 года объявился в Симбирске во главе Уфимского красноармейского полка, который обманным путём сагитировал на свою сторону.

В Симбирске Муравьёв поднял антисоветский мятеж, действуя при этом крайне решительно. При поддержке Уфимского полка, используя броневики, он захватил почтамт, телефонную и телеграфную станции, а также отдал распоряжение арестовать не пожелавшего перейти на его сторону командующего 1-й Революционной армией Михаила Тухачевского. Одновременно с этим мятежники расставили по всему городу свои патрули с пулеметами, а также окружили броневиками здание кадетского корпуса, где находились в это время Симбирский комитет PКП (б), исполком Симбирского совета, латышский стрелковый полк и Московский отряд красноармейцев.

У Муравьёва были большие планы. Он разослал повсюду провокационные телеграммы о разрыве им Брестского мирного договора и объявления войны Германии. Затем отдал приказ всем без исключения командирам эшелонов мятежного чехословацкого корпуса, который к тому времени захватил ряд городов Поволжья, Урала и Сибири, перейти  в наступление на Волгу, а затем двигаться на Москву. Здесь же, в Симбирске, Муравьёв собрал совещание, на котором объявил о создании «Независимой Поволжской республики» и своего правительства с участием левых эсеров.

Тем временем Москва получила сообщение Реввоенсовета Восточного фронта о мятеже Муравьёва. Было очевидно, что ситуация грозит тяжёлыми последствиями для молодой Советской власти и республики в целом. Были приняты экстренные меры, направленные на подавление мятежа. По радио передали телеграмму за подписью Владимира Ленина, в ней Муравьёв объявлялся изменником и врагом народа, которого «всякий честный гражданин обязан… застрелить на месте».

Сложность заключалась в том, что Симбирск оказался в изоляции: телеграфная и телефонная связь с Москвой и Казанью была прервана, радиостанция захвачена мятежниками. Соответственно этому никаких указаний из Центра или Реввоенсовета Восточного фронта он получить не мог. Равно как не получили симбирские большевики и ленинскую радиотелеграмму.

Действовать приходилось на свой страх и риск, исходя из ситуации. Руководство всей дальнейшей работой принял на себя председатель комитета РКП (б) Иосиф Варейкис. Коммунисты действовали оперативно. В течение буквально 5-6 часов они провели среди обманутых Муравьёвым красноармейцев разъяснительную работу, а также сумели мобилизовать против мятежников преданные Советской власти военные силы. Значительную роль в разъяснительной работе сыграла написанная Варейкисом и тайно отпечатанная в типографии поздно вечером листовка «Муравьёв изменил революции». Она предназначалась в качестве обращения к войскам и населению и возымела своё действие. Латышский полк, Московский отряд красноармейцев практически сразу присягнули на верность революционной власти и выразили готовность выступить против изменника. Вслед за этим на сторону Симбирского совета перешёл и бронедивизион.

Муравьёв, однако, остался верен себе. В первом часу ночи 11 июля он появился на заседании Совета, которое вёл Варейкис. Мятежник стал призывать присутствующих присоединиться к нему, обещал министерские портфели и прочие должности в правительстве «Поволжской независимой республики». Призывы не возымели своего действия. Более того, при выходе из комнаты заседания он столкнулся с выстроенной против него засадой из латышских стрелков и верных Совету красноармейцев. Муравьёва объявили арестованным, он оказал сопротивление, открыл стрельбу и в перестрелке был убит, по другим сведениям, покончил с собой.

Как бы там ни было, на рассвете 11 июля 1918 года контрреволюционный мятеж в Симбирске, который являлся составной частью прокатившихся в июле 1918 года по России июльских левоэсеровских восстаний и мятежей в Москве, Ярославле, Муроме, был ликвидирован. А с ним миновала серьёзная для Советской власти угроза. Насколько она была серьёзной, свидетельствует тот факт, что мятеж не прошёл бесследно. Его участники сполна использовали возникшие было в рядах революционных войск замешательство и дезорганизацию. 22 июля 1918 года внезапным наступлением восставшие захватили Симбирск, а затем и Казань. Измена Муравьева, указывал позже Ленин, стоила жизни многим и многим рабочим и крестьянам.

После освобождения Симбирска 12 сентября 1918 года в здании бывшего кадетского корпуса размещался штаб Симбирской Железной дивизии под командованием Гая, а затем отделы штаба 5-й армии.

Сегодня объект находится на балансе Ульяновского гвардейского суворовского военного училища.

Виктор Никитин

Фото отделения РВИО