Ульяновск, 25°C
0 Р
0 Р
Летние лаборатории. Школьники со всей России исследуют в Ульяновской области состав воды и почвы
10:5307 Июля 2018

В Ульяновской области проходит XVII межрегиональная экологическая экспедиция школьников России. В течение двух недель в детском лагере «Сосенка» Чердаклинского района гостят 230 старшеклассников и 70 педагогов. Они изучают окружающую природу, берут пробы воды, воздуха и почв, измеряют радиацию и изучают деревья. У каждого педагога есть своя программа обучения. Каждый из них за время экспедиции обучит более 20 групп школьников.

Выбрать воду

Замдиректора и учитель химии лицея №3 города Саров Нижегородской области Оксана Вережникова изучает вместе с детьми воду из-под крана, а также бутилированную и из источника. Ребята анализируют её по количеству осадка, концентрации различных веществ, запаху и вкусу и дают практически профессиональную оценку. В регионе вода характеризуется общим солесодержанием (должна быть нейтральная или ближе к нейтральной) и концентрацией тяжелых металлов и ионов аммония. 

«Дети в течение полутора часов пробуют различные способы химического анализа, оценивают качество воды. Мы их учим читать этикетки бутилированных вод – это очень важно и пригодится в жизни. Используя эту информацию, они могут для себя определить, какую воду в данный момент им лучше использовать. Мы даем краткую информацию о минеральных лечебных и столовых водах. Можно считать, что здесь очень хорошая вода, хотя её жесткость воды чуть-чуть завышена», – рассказала Оксана Вережникова.

Ученик оренбургского губернаторского многопрофильного лицея для одаренных детей Лев Хегай приехал в экспедицию по приглашению учителя географии. «Здесь очень интересно. Сегодня мы занимаемся изучением минеральных и водосточных вод, определяем содержание в воде хлора и различных элементов, анализируем, пробуем на вкус и даем советы: можно использовать эту воду или не стоит. Вода здесь отличная, в меру кислотная, мягкая и пригодная для питья. Одна из причин, почему я здесь – это контакты с людьми по всей России, это очень интересно, круто и познавательно», – рассказал Лев.

Проверили деревья и радиацию

«Учитель года-2001» Анжела Пинюкова из города Людиново Калужской области уже 17-й раз участвует в экспедиции – она была на всех выездах, включая первую экспедицию на Байкал. В этом году педагог привезла для ребят мастерскую под названием «Инвентаризационное исследование деревьев». Ребята голосуют за «дерево России», заполняют анкету деревьев, оценивают их внешний вид, дают экологическую оценку – здорово ли дерево, каков его примерный возраст и высота, дают рекомендации по уходу.

«Нельзя сравнивать принимающие стороны, но Ульяновская область подошла к проведению экспедиции с большой ответственностью. Они в прошлом году приехали на Горный Алтай, посмотрели, как проходит экспедиция. Когда мы приехали сюда, мы увидели, что здесь действительно готовы нас встречать, люди понимают, зачем мы сюда приехали, и что мы будем делать», – оценила организацию Анжела Пинюкова.

Радиационный фон на территории лагеря «Сосенки» также в норме. «С помощью дозиметров мы измеряли радиацию в тени, на солнышке и около реки. Средние значения на солнце было 9,3, около речки 8,2, в тени 8,6. Нормальным уровнем радиации, не вредным для человека считается 15 и меньше», – рассказала Алёна Голубева из Сарова.

В полевых условиях

Идея экспедиции, по словам координатора программы, учителя химии Владимира Головнера, родилась 17 лет назад на базе движения «Учитель года России».

«Ежегодно конкурс выявляет в России множество талантливых учителей, но страна у нас большая, они работают в разных регионах. Так возник проект межрегиональных экологических экспедиций школьников. Причем придумали его сами педагоги – было желание работать с детьми в свободное от занятий время. Каждый год мы встречаемся в одном из регионов страны, каждый год это разные регионы, каждый педагог – это учитель года своего региона. Он привозит с собой группу школьников и какую-то учебную программу, которую можно реализовать в полевых условиях», – рассказал Головнер.

Как правило, участники разбивают палаточный лагерь, но в Ульяновской области они живут в домиках санатория «Сосенка». Занятия не похожи на традиционные уроки: здесь работают несколько цифровых лабораторий, группы занимаются исследованием водоёмов. Во время экспедиции участники делают информационный срез местности. После двух недель исследований проводится научно-практическая конференция, где ребята рассказывают о методиках, которыми они научились, и о полученных результатах. Иногда полученную информацию запрашивают региональные природоохранные учреждения для своих целей.

Найти себя и открыть Россию

Каждый из ребят за время экспедиции успевает попробовать себя во всех направлениях, в день – по две программы. Всего в чердаклинские «Сосёнки» педагоги привезли 47 программ. «Мы принципиально работаем с ребятами, не подготовленными к исследовательской проектной деятельности, а с теми, кто не успел в школе заинтересоваться естественными науками. Здесь благодаря экспедиции дети могут открыть для себя заново учебные дисциплины, и, может быть, потом найти себя в этой области. Программа работает долго, мы видим, что она действительно меняет многих ребят, они вырастают настоящими профессионалами в областях, которые открыли себе благодаря экспедиции», – рассказал Владимир Головнер.

За 17 лет экспедиция побывала на Горном Алтае, в Карачаево-Черкесии, степях Астраханской области, горах Кавказа, заповедниках Республики Коми.

«Нам очень интересна эта территория. Мы знакомимся с новым регионом, очень важным для России, потому что можно сказать, что это сердце нашей страны. Ребята приезжают из самых разных концов – представлены 32 региона и два иностранных государства. Многие на этой территории оказались в первый раз жизни. Для ребят это ещё и открытие России, знакомство со сверстниками с разных концов страны, это дружба, которая завязывается и потом продолжается многие годы», – говорит координатор.

Учить болгарский и якутский 

Ульяновская земля интересна и иностранным гостям. В этом году иностранная делегация представлена гостями из Монголии и Болгарии.

Учительница географии из Софии Елизабет Бойдева приезжает в Россию из столицы Болгарии в эту экспедицию с 2009 года – и с учениками, и одна. «Я очень рада, что нахожусь на Волге. Это очень интересный регион, места уникальные. Это связано с нашей историей – первое болгарское государство находилось как раз на Волге. Кроме исторических корней, здесь есть что исследовать. Для меня самое уникальное – это большая река. У нас в Болгарии таких нет. Леса также отличаются от наших, природа интересная и уникальная. Ученики проявляет интерес к моей стране, школе и языку», – рассказала Бойдева.

Кроме болгарского языка, в экспедиции можно освоить и основы якутского от педагогов из Республики Саха. Учителя преподают различные предметные мастерские – анатомию, химию. В мастерской «Открой Якутию» ребят знакомят с особенностями региона, с горловым пением с языком.

«Язык очень интересный. Сложнее, чем русский. Там имеются дополнительные буквы и интересные дифтонги, которых нет в других языках. Несмотря на то, что дорога на экспедицию финансируется родителями, а билеты очень дорогие, за четыре года от нас приезжало 65 человек», – рассказывает руководитель якутской делегации Антонина Новгородова.

По словам референта ульяновского министерства образования Елены Папуши, сейчас в «Сосёнках» также работают около 30 ульяновских школьников и клуб «Учитель года Ульяновской области», чтобы применять опыт подобной экспедиции на региональном уровне.

 

 

Елена Ольдина