Ульяновск, -7°C
0 Р
0 Р
Историки нашли новые подтверждения ульяновской гипотезы о родине Александра Матросова
17:3907 Декабря 2018

Специалисты Центра истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области» провели исследование, посвящённое Александру Матросову. Историкам удалось научно обосновать версию краеведа Нины Дубовик о том, что родиной Александра Матросова является Новомалыклинский район Ульяновской области. О проделанной работе эксперты центра рассказали главе Новомалыклинского района Анастасии Пуреськиной в рамках визита в Новую Малыклу.

Книга ульяновского краеведа Нины Дубовик «Все равно я буду человеком. Возвращение домой», посвященная воспитаннику ивановского детского дома Ульяновской области Александру Матросову, была издана в 2016 году. В ней была высказана новая версия по вопросу о месте рождения Героя Советского Союза. На основе собранных материалов — сведений метрических книг, данных опросов и интервью жителей села Высокий Колок Новомалыклинского района Ульяновской области — автор предполагает, что Александр Матросов уроженец сельца Зин-Овраг. В 1973 году деревушка прекратила своё существование, а остававшиеся в ней жители переселились в селе Высокий Колок.

В советской историографии основной считалась точка зрения о том, что Александр Матросов — уроженец Днепропетровска. Эту версию впоследствии поддержали многие советские авторы — биографы Матросова. Слабость гипотезы — в отсутствии не только прямых, но и косвенных документальных свидетельств в архивах и ЗАГСе Днепропетровска.

В конце 1980 — начале 1990-х появилась вторая, «башкирская» версия, согласно которой Матросов был башкиром по национальности, уроженцем деревни Кунакбаево Учалинского района Башкортостана. Родился он якобы в 1923 году, и в своей деревне был известен как Шакирьян Мухамедьянов. Однако, как отмечают эксперты Центра истории и культуры Ульяновской области, эта гипотеза также не подкреплена достоверными прямыми и косвенными документальными свидетельствами, позволяющими однозначно утверждать, что Александр Матросов и Шакирьян Мухамедьянов — один и тот же человек.

«Еще в советское время ульяновский краевед, учитель средней школы № 21, Петр Ковальчук подробно изучал историю жизни Матросова и высказал сомнения в «днепропетровской» версии. На основе свидетельств воспитанников и друзей Матросова по Ивановскому детдому он считал, что Александр родом из Поволжья или откуда-то из Мордовии. В 1967 году в село Высокий Колок был направлен работник обкома партии Гаврилов для выяснения вопроса о месте рождения Матросова. Он встретился с местным краеведом Толчковым и родной теткой Матросова по отцовской линии Марией Ивановной Игнатьевой. Она подтвердила, что знала Александра, его мать Анну и отца Матвея. Также она рассказала, что малолетнего Александра отвезли в Мелекесс в детский дом по просьбе его матери, которая вскоре умерла. По политическим соображениям руководство области не поддержало тогда «зин-овражскую» версию. Только в 2010-х благодаря усилиям ульяновского исследователя Н.А. Дубовик состоялась реанимация этой гипотезы», — рассказал доктор исторических наук Сергей Прокопенко, руководитель Центра истории и культуры региона ЦСИ.

«В основу книги легли материалы, собранные Ковальчуком. А в ходе дополнительных архивных изысканий ей удалось найти новые, ранее неизвестные фактические данные. В фонде Симбирской духовной консистории были выявлены метрические книги Михайло-Архангельской церкви села Новая Бесовка Самарской губернии, которые охватывают период с 1871 по 1908 годы. К приходу этого села относилась и мордовская деревня Высокий Колок, возле которой расположилась деревушка Зин-Овраг, всех ее жителей записывали как высококолковцев. В метрических книгах была обнаружена запись о предполагаемом отце, а также сведения, позволившие реконструировать его родословную. Согласно метрическим данным, родоначальником рода Матросовых был Стефан Матросов, родившийся в 1830 году Предполагаемый отец Матросова — Матвей Иванович Матросов — родился 1 августа 1889 года. Его родителями были Иван Стефанович и Евдокия Васильевна Матросовы. У Матвея Ивановича было четыре брата — Василий, Николай, Михаил и Алексей. Родственники по этим ветвям рода Матросовых до сих пор живы, в том числе они проживают и в селе Высокий Колок», — рассказал кандидат исторических наук Александр Кобзев, специалист Центра истории и культуры региона ЦСИ.

Историки проанализировали материалы описей ГАРФ, Самарского архива, документы, представленные в книге Дубовик. Эксперты провели дополнительные исследовательские интервью со старожилами и предполагаемыми родственниками Александра Матросова – жителями села Высокий Колок. И пришли к выводу, что, в отличие от других существующих версий, «Зин-овражская» имеет в своей основе более весомые факты, чем просто рассказы отдельных очевидцев, и в условиях отсутствия прямых источников представляется наиболее убедительной из всех ныне существующих.