Яндекс.Метрика
Идеальный городской парк. Рецепт успеха
10:2128 августа 2018

Роль парка в жизни города переоценить невозможно. Он помогает решить ряд экологических проблем в городской среде, является центром культурной жизни, а также становится одной из визитных карточек города. Уже второй год в Ульяновской области действует программа по благоустройству городской среды. Благодаря ей преображаются десятки парков и общественных пространств. О том, как выглядят парки будущего и смогут ли ульяновские стать такими, корреспондент ИА Media73 поговорил с урбанистом Дмитрием Щацковым.

Роль горожан

«Если анализировать сегодня роль парка, на мой взгляд, она меняется. У городского сообщества появляются новые запросы, на которые общественные пространства, к сожалению, ответить не могут из-за устаревшей инфраструктуры. Эти запросы зачастую связаны с вовлечением горожан в жизнь парка. Парк становится не просто местом для прогулок и отдыха, но и центром инициатив», – отмечает исследователь.

Городская активность становится все заметнее – ульяновцы проводят открытые занятия спортом, музыкальные концерты, экскурсии. Недавно в Ульяновске прошел городской фестиваль My fest. Предпринимателям удалось провести городской праздник в новом формате.

В данном вопросе, отмечает Дмитрий Щацков, есть, что перенять у соседей. «Например, в Ижевске в прошлом году День города отпраздновали не как обычно – на главной площади, а локально – во дворах и на улицах прошли мастер-классы, турниры, концерты. Есть примеры, когда жители самостоятельно привлекают внимание к парку, начинают развивать его. В Екатеринбурге горожане воссоздали сад Нурова и сделали городской огород, где любой желающий может взять и начать выращивать то, что ему хочется. В 19 веке он существовал на этом же месте, и по сей день здесь стоят старинные постройки».

Пока же у наших парков точечное наполнение, мероприятия проходят разово и не закреплены за конкретным местом.

«Нужно также понять, как общественное пространство будет работать в разные сезоны, что оно может предложить. В этой части есть хороший опыт у Владимирского сада. Вместе с тем, необходимо изучать опыт с межсезоньем в других городах и даже странах, а также узнать мнение самих горожан. Может, активности будут связаны с идентичностью парка, города, либо, например, фестивали по ледяному паблик-арту…».

Урбанист считает, что творческие предприниматели Ульяновска могут стать передовой силой в улучшении парков. Архитекторы, дизайнеры, музыкальное сообщество, модная индустрия чувствуют запрос людей, видят тренды и хотят менять город.

Комфорт и бизнес

«Одними из наиболее комфортных парков в Ульяновске являются Владимирский сад со спокойной обстановкой и уютными зонами, а также парк «40 лет ВЛКСМ». В последнем крутые детские площадки из дерева, парк «Адреналин» и так далее. Но и здесь есть минусы. Так, по центральной дороге гулять весьма опасно: навстречу попадаются велосипедисты, тут же гуляют дети, собаки».


Сегодня крупные города уходят от стандартных проектов: играют с ландшафтным дизайном, делают велодорожки с препятствиями, организуют общественный огород.

Следующая весомая проблема – бизнес, а точнее рынок развлечений, представленный в большинстве парков. Если заметить, то он не меняется уже на протяжении нескольких лет.

«Здесь необходимо смотреть на общие тенденции. Если мы сейчас уберем с площади и парков то, что есть, это не приведет к позитивному результату. Там просто ничего не останется. Бизнес не может прийти и поставить вместо забегаловки с пластиковыми столиками уютное кафе с современным кухонным сервисом. Для этого необходимо предварительное исследование, которое позволит понять, кто готов заплатить за это, в каком парке нужно ставить такие сервисы и как они должны выглядеть».

Исследование и учет мнений

Самым действенным средством, чтобы сделать парк лучше и популярнее, является диалог, обсуждение и учет мнений населения.

«Чтобы парк зажил по-новому нужно привлекать бизнес, который хочет увеличить трафик людей, и активных горожан, желающих видеть комфортный парк. Главное в этой ситуации – парки должны управляться сообща, когда администрация отвечает за хозяйственную часть, бизнес за привлечение прибыли, а совет по паркам за координацию работы общественного пространства. Это триединство, где есть горизонтальная коммуникация, обречено на успех. Нужны мнения всех участников бизнеса, власти и горожан по развитию общественного пространства. В Центре прикладной урбанистики есть технология, которая позволяет выстроить конструктивный диалог между всеми заинтересованными сторонами под названием «Городская модерация». Её можно заказать на сервисе и выстроить с помощью модератора конструктивный диалог».

В первую очередь нужно исследовать запросы людей и только тогда на них отвечать. Это применимо как к благоустройству пространства, так и его наполнению. 

«Парк будущего – это новая городская экономика, где есть место для инициатив горожан, развития нового бизнеса. Для того чтобы наши парки изменились в лучшую сторону, необходим сценарий их развития, потому что без него они могут простоять так 30 лет и вновь будут нуждаться в благоустройстве. Только учитывая все это, может появиться современный и уникальный парк, который ты больше нигде не увидишь, кроме как в Ульяновске», – заключил исследователь.

Алия Утигенова

Фото: Seven hills