Ульяновск, 25°C
0 Р
0 Р
Эдуард Терехов: «Мы больше про любовь». Будни и праздники Nebolshого театра
10:0526 Марта 2018

Во второй половине марта у актеров, режиссеров и всех, кто связан с театром, целых два профессиональных праздника. Во всем мире 27 марта отмечают международный День театра, а 20 марта – международный день театра для детей. В Ульяновской области в эти же дни проходит XII региональный театральный фестиваль «Лицедей-2018». Чем живет сегодня ульяновский «Nebolshoy театр» – театр юного зрителя, рассказали его художественный руководитель Эдуард Терехов и главный режиссер Марина Корнева.

 – Как отметили прошедший День театра юного зрителя? Поздравляли коллектив?

Эдуард Терехов.: Мы поздравили друг друга тем, что начали работать над новым спектаклем. А начался рабочий день, конечно же, с поздравлений.

Марина Корнева: Для театра главное – это творчество, поэтому и подарок у нас был творческий. Самые главные праздники, мы как правило, отмечаем на сцене.

Э.Т.: Скоро еще один большой профессиональный праздник, объединяющий всех деятелей театра, и 27 марта мы также отметим спектаклем. А затем снова будем на сцене, участвовать в церемонии закрытия фестиваля «Лицедей».

 – Чем сейчас живет Nebolshoy театр, чем ярок и интересен текущий театральный сезон?

Э.Т.: Этот сезон полон новых творческих проектов и идей. Год начался с того, что мы стали победителями грантового конкурса президента Российской Федерации на проект «Дорогами героя». Он посвящен нашему выдающемуся земляку, дважды Герою Советского Союза Ивану Семеновичу Полбину. Еще одно яркое событие – подготовленный к 80-летнему юбилею Владимира Семеновича Высоцкого замечательный проект под названием «Еще не вечер». Это работа действительно объединила весь творческий коллектив, и этот спектакль останется в нашем репертуаре. Также сезон для нас знаменателен еще тем, что Nebolshoy театр вошёл и в какой-то степени открыл федеральный проект «Большие гастроли». Это большой проект, в котором участвуют ведущие театральные коллективы страны уровня БДТ, МХТ, Александрийского театров, РАМТ – они показывают свои спектакли по всей стране. С этого сезона открыта новая страница проекта – для молодежных театров и театров юного зрителя. И мы стали первым театром, который принял участие в проекте «Большие гастроли для детей и молодежи». Мы посетили город-герой Севастополь, где были очень тепло приняты. У нас завязались дружеские отношения с севастопольским театром, нас пригласили на фестиваль «Сказочное королевство» в июне. Мы тоже, в свою очередь, с нетерпением ждем возможности принять в Ульяновске наших друзей. В 2018 году в рамках этого проекта мы планируем еще съездить в Йошкар-Олу, а театр из Марий Эл приедет к нам. 

461A8121.JPG

М.К.: Этот проект позволяет нам окунуться в новую атмосферу, побывать там, где мы ещё не были. Каждый город – свой зритель. Это очень интересный опыт, момент, когда ты играешь спектакль для зрителей, которые тебя еще не знают. Мы всегда с удовольствием приезжаем на незнакомые площадки, в новые города.

Э.Т.: Да, это реально можно сравнить с экзаменом. То, что наш зритель любит нашу эстетику, что наши спектакли хорошо воспринимаются, не означает, что это так же будет воспринято в другом регионе. Но этот экзамен мы держим всегда достойно и к радости нашей и наших зрителей – выступаем с успехом, что нас очень греет и стимулирует к новой работе.

 – Сезон богат на премьерные спектакли, готовится ли что-то еще?

 М.К.: Кроме вышеназванных, в этом сезоне состоялась предновогодняя премьера для всей семьи – «Приключения Буратино». Постановка для взрослых – «Спектакль цвета неба» по рассказам Зощенко. В скором времени мы готовимся выпустить еще две новых премьеры.

Э.Т.: Мы начали работать над спектаклем по мотивам рассказов О. Генри «История одного похищения». У спектакля, думаю, будет широкая возрастная аудитория лет от 12-ти и до самого почтенного возраста. Премьера назначена на 1 июня. Этим спектаклем мы закроем наш 16-й театральный сезон. А следующая премьера, к работе над которой вчера и приступила Марина Олеговна – это подарок театралам к открытию следующего театрального сезона.

М.К.: Это спектакль по мотивам трилогии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Называться спектакль будет «Праздничный сон до обеда». Наш театр впервые соприкасается с драматургией Александра Николаевича Островского. Это новая система координат и предвкушение новых открытий. Мы молодой театр, в прошлом году нам исполнилось 16 лет, поэтому многие вещи происходят впервые.

Когда-то мы впервые прикоснулись к классике – Чехов, затем Шекспир, Мольер, Шукшин. Каждый автор – это другое мировоззрение, разный режиссерский и актёрский подход, различные темы. Коллектив наш тоже изменяется. Если раньше средний возраст труппы был 20-25 лет, то сейчас труппа повзрослела – есть актеры 30-35 лет и старше. Люди опытные, со сформировавшимся мировоззрением среднего поколения.

Э.Т.: Работать с труппой с каждым новым сезоном становится интереснее. Когда-то нам было сложно было брать классический репертуар – труппа была юна, и нам не хватало артистов, которые могли бы играть персонажей среднего и старшего возрастов. Были большие, условные допуски. А сегодня наша творческая палитра значительно шире.

– С ростом среднего возраста труппы не вырастает ли возраст публики?

Э.Т: Мы с первых дней работали для зрителей самых разных возрастных категорий. В нашем репертуаре всегда есть спектакли, адресованные молодёжи, детям и взрослым.

М.К.: Больше того, творческая политика нашего театра направлена на всю семью, и в построении репертуара мы опираемся как на семью в целом, так и на каждого её члена в отдельности, независимо от возраста. Мы готовы разговаривать со зрителями разных возрастов – словом, разговор о важном, большом и настоящем имеет разные выразительные средства.

– Есть разница в работе между спектаклями 6+ и 14+, 16+, 18+?

Э.Т.: Наши спектакли всегда многослойны, и разница лишь в том, чтобы точно попасть в означенную целевую аудиторию. А что касается полёта фантазии, творческого процесса, поиска, самоотдачи, ответственности и уровня профессионализма – здесь разницы никакой абсолютно нет. У нас исполняются сказки на таком внутреннем эмоциональном подъеме, что, когда родители с детьми выходят из театра, ещё неизвестно, кто больше получил удовольствия. Это наша принципиальная позиция – на наших спектаклях взрослым не должно быть скучно. Всегда есть вторые планы, подтексты, понятные более старшим зрителям. Мы всегда стараемся предельно честно говорить о важном, высоком и настоящем. Мы прекрасно осознаем, что на нас лежит миссия формирования молодого поколения. То, что мы на своих спектаклях будем закладывать, то мы и получим через 10-15 лет. Очень важно, чтобы в юном возрасте зрителям прививался хороший вкус, и Боже нас упаси от дурновкусия, пошлости или каких-то таких сиюминутных вещей на потребу. Мы всегда сталкиваемся с вечными темами, которые были вчера актуальны будут актуальны завтра. И это идёт по всему ряду наших спектаклей, независимо от их аудитории.

М.К.: Постановка для детей и для взрослых это еще и разный отбор выразительных средств, который позволяет говорить о любви с ребенком и взрослым на их языке.

– Вы упомянули про спектакль о Владимире Высоцком. Помимо юбилейной даты, что подтолкнуло к этому, как возникла идея показать Высоцкого со сцены ТЮЗа?

 М.К.: Высоцкий – великий, гениальный поэт. В его творчестве можно найти ответы на любые волнующие вопросы, поэтому он и остаётся сегодня востребованным. К нему возвращаются, его поют, его читают, играют, потому что там есть огромная глубина чувств и миропонимания. Здесь всё сошлось, дата, возможности труппы, наша любовь к этим произведениям. Иногда, когда знакомишься с новым человеком, появляется ощущение, что ты его давно знаешь – так же и с поэзией Высоцкого. У нас есть и вокальные и драматические возможности, чтобы это сделать, прочувствовать, донести до зрителя. Поэтому спектакль «Ещё не вечер» занимает особое место в нашем репертуаре. 

Э.Т.: Для режиссера и для актеров это получилось своеобразное откровение. Все мы настолько слились с этим материалом по-человечески, вдруг поняли, что у каждого очень много не высказанного, может быть, в других спектаклях. Здесь каждый нашел то, что ему близко, занята вся труппа, работали с каждым человеком над индивидуальными моментами. Поэтому здесь нет ни одного случайного стихотворения, здесь нет массовки, нет ролей первого и второго плана. У каждого материал, который берёт его за душу, поэтому этот спектакль очень откровенный, искренний и личностный.

– Вы как участники фестиваля «Лицедей-2018» представляете спектакль «Приключения Буратино». Чем отличается исполнение репертуарное и конкурсное, когда артисты и режиссеры знают, что это борьба за первое место?

Э.Т.: Абсолютно ничем. Для нас не принципиально рядовой это спектакль или фестивальный. Наш принцип – выходить каждый раз, как в последний. Мы этого требуем от артистов, и они уже по-другому уже не умеют. Возможно, именно на этот спектакль придет человек, который впервые в жизни прикоснется к искусству театра. Этот маленький или большой человек не должен быть разочарован.

М.К.: Мы наоборот не только на этом фестивале, но и на других стараемся убрать лишнее волнение от того, что в зале будет жюри. Если мы будем думать о наградах и призовых местах, то пропадает сам дух театра, игры. Соревноваться можно только с самим собой. И артисты знают, что лучше не бороться за место, а творить спектакль для зрителя и во имя Театра.

– Ваш проект «Дорогами героя», куда входит спектакль «Рыцарь неба» и выставка о Герое СССР Иване Полбине, гастролирует по области. Где вы уже побывали, и как работу воспринимали зрители?

Э.Т.: Зрители воспринимают на удивление здорово. На удивление, потому что было опасение, что не всем молодым людям интересны эти страницы истории. Как выяснилось, сейчас растет поколение, которое искренне интересуется историей. Мне кажется, нам удается возвращаться из нигилизма девяностых, когда «всё лучшее не у нас в стране», и «всё, чем можно гордиться произведено, случилось не на этой земле – не у нас». Сегодня мы возвращаем и национальное достоинство, и уважение к современной отечественной истории. И взрослые и дети смотрят замиранием сердца этот спектакль. Это публицистический спектакль. Там есть игровые персонажи, которые изображают не самого Полбина и его современников, а людей, которые для себя открывают его жизнь. И через них зрители впитывают в себя образ нашего героя. Спектакли всегда проходят трогательно, с теплотой и откликом. Когда у нас на премьере были потомки Ивана Семёновича Полбина, они тоже отметили насколько бережно и уважительно мы отнеслись к этому человеку и его памяти. Мы объехали уже достаточно много районов – были в Майнском, Сенгилеевском, Чердаклинском, других районах. План расписан до декабря, и с этим проектом мы объездим практически всю область.

М.К.: Районы и села не избалованы театральными постановками. Мы были в очень отдаленных поселениях, где люди ждали и были признательны за то, что мы до них доехали и привезли «живой театр». Если спросить у прохожих, кто такой Иван Семенович Полбин, то вам, скорее всего, ответят, что он герой Великой Отечественной или что его именем названа улица в нашем городе. Но конкретные факты об этом человеке знают немногие. А в его биографии есть невероятные повороты судьбы, события, раскрывающие характер этого человека. И когда зритель сталкивается не просто с абстрактным героем, а с человеком, что очень хорошо удалось сделать в этом спектакле режиссеру, тогда зритель понимает и воспринимает больше. Финал всегда поражает, потому что зритель осознает, что нам есть кем гордиться и на каких людей равняться.

Э.Т.: Там действительно есть множество интересных фактов. Когда он шел наперекор чуть ли не самому Сталину, отстоял самолёт, который хотели снять с производства, спас конструктора от репрессий. Или когда он сам выполнял фигуры высшего пилотажа, открывая новые технические и боевые возможности самолета, при этом будучи уже генералом. Начинаешь понимать, что это был живой человек, яркий, изобретательный, умный, дотошный, любящий жизнь, свою семью, своих подчинённых и свою родину. Уникальность этого проекта еще и в том, что он не теряет нигде своего уровня и качества, потому что у нас мобильное оформление, которое полностью трансформируется. Мы для этой цели приобрели огромный плазменный экран, на которой показываем архивные материалы внутри спектакля, видео, фрагменты из художественных фильмов, из военной хроники, фотографии. В основу спектакля легла книга об Иване Полбине, написанная нашим замечательным краеведом Ириной Земсковой. Какие-то материалы искали сами в интернете, много информации предоставил ульяновский областной Краеведческий музей, что-то родственники самого Ивана Семеновича. Да, было много исследовательской работы, но она была архиинтересной, и всем работалось над спектаклем просто взахлеб. И все наши артисты были просто очарованы этим человеком.

– Ещё один проект Nebolshoго театра – «Театральная революция». По сути, это знакомство с большим пластом молодежного театрального творчества по всей области.

461A7121.JPGЭ.Т.: Это не первый наш проект, который адресован молодёжи. К таким формам фестивалей, лабораторий и марафонов мы пришли в 2014 году. Первый творческий марафон был посвящён 450-летию Уильяма Шекспира. Тогда мы и познакомились с любительскими театральными коллективами и исполнителями и начали с ними взаимодействовать. На следующий год был новый проект, в честь 70-летия Победы, который назывался «Белорусский вокзал». Здесь участвовало порядка 500 человек. На площади возле старого вокзала десять часов шел концерт, посвященный Победе нашего народа над нацизмом. В 2016 году был юбилейный год Карамзина, и мы создали «Карамзинский марафон», который был посвящен истории нашей страны в целом. «Театральная революция», по сути продолжение все этой работы. Проекты видоизменяются по форме, но суть у них одна – подтянуть молодых людей к настоящему искусству и к темам истории страны.

М.К.: В ходе этих марафонов проходят мастер-классы, которые очень необходимы участникам. Самодеятельный театр зачастую не имеет возможности показывать на широкой публике свои работы, или получать методическую помощь. Именно здесь мы стали полезны, а любознательность всех коллективов просто поражала, и актеры и режиссеры задавали множество вопросов. Ведь кроме сцены, есть ещё и закулисная часть – техника, как выстроить мизансцену, как работать с голосом, музыкой. Поэтому всё, что касается жажды творчества, у нашей молодёжи есть.

– У школьников начались каникулы, на протяжении которых спектакли будут проходить каждый день по два раза. Театр в каникулярный период всегда так мобилизуется?

Э.Т.: Работа в театре интенсивная в плане эмоциональном и физическом. Если у нас нет спектаклей, то идут репетиции. Энергия постоянно направлена либо на создание нового произведения, либо на исполнение того, что уже сделано. Каждый спектакль мы просматриваем, корректируем, продолжаем работать над ним, независимо от того, сколько лет он в репертуаре. Потому что каждый день приходит новый зритель и ему не важно, сколько спектаклей ты уже сыграл. Это нормальная ситуация. Мы от этой работы получаем удовольствие. Наоборот, если кого-то где-то, не дай Бог, не займут, это смертельная обида, самокопание и расстройство. Чем больше театр работает, тем больше он получает удовольствия и тем больше удовольствия дарят своим зрителям.

Nebolshoy театр скоро получит федеральный грант в 2,5 миллиона рублей. Как эти средства помогут театру?

Э.Т.: Несколько лет назад наш президент уделил особое внимание театрам для детей и молодёжи, и буквально сразу мы почувствовали это. А с прошлого года началась и серьезная финансовая поддержка. В конце прошлого года мы получили 1,3 миллиона рублей на обновление оборудования. Мы купили новые осветительные приборы на замену нашему устаревшему оборудованию. В нынешнем году снова выделяются средства. Часть из них пойдет на решение технических вопросов, другая пойдет на реализацию большого гастрольного проекта, который будет анонсирован чуть позже. Еще предполагается выделение дополнительных средств в течение этого года, которые будут направлены уже конкретно на создание новых спектаклей. Такая поддержка нас очень стимулирует к дальнейшему росту, поддерживает и утверждает в правильности выбранного пути. Мы понимаем, что наша работа важна для страны, и сегодня нашу миссию мы реализуем при большой поддержке на государственном уровне. Мы помогаем формированию людей с высоким уровнем культуры, но основанным на фундаментальных духовных ценностях, которые стали в какое-то время расшатываться и утрачиваться. Очень важно, чтобы театр помог молодым людям вырасти и сформироваться на традиционных общечеловеческих ценностях.

– То есть роботов и зомби на сцене Nebolshoго театра мы не увидим?

Э.Т.: Зомби – это не наше. Мы больше про любовь.

М.К.: У нас есть современные произведения, поставленные по совершенно новым, недавно написанным пьесам, например «Звериные истории» Дона Нигро и поднимаются там те же истинные ценности.

Э.Т.: Важно содержание. Любую тему можно раскрыть совершенно разными средствами, но можно сделать это талантливо, а можно нет, можно это сделать красиво и со вкусом, а можно сделать пошло, безвкусно и никак. Важен предмет творчества в материале, насколько он глубок. Если робот помогает раскрыть духовный мир человека – почему нет… Форма общения может быть разной, важно, о чём будет этот разговор.

 

Елена Ольдина

Фото предоставлено Nebolshим театром