Ульяновск, -7°C
0 Р
0 Р
Арсений Тарасевич – Николаев: «Музыка даёт мне чувство соприкосновения с божественным»
13:5004 Декабря 2018

В Большом зале Ленинского мемориала 9 декабря состоится концерт «Бетховен и Брамс». В нем примут участие Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением лауреата международных конкурсов Антона Шабурова и пианист Арсений Тарасевич – Николаев.

В преддверии концерта корреспондент ИА «Медиа 73» поговорил с музыкантом о том, как пианист готовится к выступлению, об участии в конкурсах и хобби вне музыки.

– Арсений, вы выросли в музыкальной семье, можно сказать, что ваша профессия была выбрана с рождения?

– В детстве для меня всё началось со слушания музыки – именно это меня завораживало. От моей бабушки осталась большая коллекция дисков и, ещё толком не умея разговаривать, я научился вставлять их в проигрыватель и мог проводить часы, слушая «Весну Священную» Игоря Стравинского, 41-ю симфонию Амадея Моцарта или оркестровые произведения Анатолия Лядова. Игре на фортепиано мама начала меня учить позже, сначала в игровой форме, а уже лет с пяти более-менее серьезно.

– Сложно ли расти в профессиональной музыкальной семье?

– Сейчас я понимаю, что это бонус. Например, мама долгое время была моим «супервайзером» на дому, этот контроль очень помог в том возрасте, когда мало кому удаётся дисциплинировать себя самому. Опять-таки, она, как и мой профессор в ЦМШ Александр Ашотович Мндоянц, приучили меня требовать от себя высоких результатов.

– Арсений, что дает вам классическая и академическая музыка?

– Это моя жизнь. Музыка даёт мне чувство соприкосновения с божественным.

– А какие произведения вам нравится больше всего исполнять?

– Я люблю всю музыку, которую играю. Мне сложно было бы выделить одного или двух композиторов или период. Есть музыка, которую я быстрее «схватываю», которую легче выучить. Например, Дебюсси мне играть легче, чем Шуберта. Но это вовсе не значит, что я Шуберта люблю меньше.

– Вы изучаете историю создания произведения, перед тем как начать его учить? Почему это стоит делать?

– Этот процесс изучения музыкальной композиции зависит от каждого конкретного произведения. Если произведение не программное, то, как мне кажется, изучение исторического и литературного контекста не является обязательным (хотя может очень помочь). Гениальная музыка говорит сама за себя и не несёт какого-либо одного месседжа. Другое дело – глубоко изучать сам нотный текст, не пропускать ни одного штриха, анализировать, как композитор пишет, как выстраивает произведение. Это, с моей точки зрения, важнее.

– Как вы готовитесь к выступлению?

– В день концерта главное выспаться. Мне также помогает китайская гимнастика. А так, стараюсь не зависеть ни от каких ритуалов, на них часто нет времени.

– Кто для вас является примером в классической музыке? На кого вы равняетесь?

– Есть много музыкантов, как среди старшего поколения, так и моих сверстников, которых я очень уважаю и стараюсь, по возможности, ходить на концерты. Я считаю, что посещение концертов коллег – это один из лучших способов научиться чему-то новому. Помимо этого, в классе мне многое дал музыкант и педагог Николай Луганский. Пожалуй, он один из главных примеров для меня.

– Арсений, вы часто гастролируете по стране, выступаете на различных конкурсах. Скажите, находите ли в таком плотном графике время для хобби?

– Я с детства не расстаюсь с книгами. Люблю кино, в том числе старое: американское и советское. Люблю путешествовать, когда выдается редкая возможность, помимо концерта, посмотреть немного новый город, я счастлив. Хотел бы заниматься большим теннисом, но это для пианиста смерти подобно, поэтому ограничиваюсь настольным.

– Вы с детства участвуете в музыкальных конкурсах и смогли зарекомендовать себя как перспективный пианист России. В связи с этим вопрос, что дает музыканту участие в подобных конкурсах?

– Психологическую устойчивость, умение держать большие программы в голове, выносливость. В остальном, к конкурсам отношусь как к необходимому злу, сама идея оценивать музыкантов с присуждением мест, как в спорте, довольно нелепа.

– Совсем скоро ульяновцы услышат ваш дуэт с симфоническим оркестром «Губернаторский». Расскажите о своем восприятии произведения Бетховена. Чем оно интересно для слушателей и для вас, как исполнителя?

– Пятый концерт – это одно из самых возвышенных и личных произведений Бетховена. С моей точки зрения, оно, несмотря на масштаб, не столько торжественное, сколько восторженное, в духе «Оды к Радости».  Для меня прикасаться к такой музыке – счастье, надеюсь, оркестр, дирижер и слушатели разделят его со мной.

Начало концерта в 17:00. Стоимость билетов от 300 рублей. Действует абонемент №3.