Яндекс.Метрика
Антон Никонов: «Сочинения композитора, словно дети. Переживаешь за судьбу каждого»
14:2801 марта 2018

Совсем недавно композитор, концертмейстер и преподаватель Антон Никонов стал первым членом Союза композиторов России в Ульяновске. Сегодня он известен не только в кругах музыкальной общественности, но и в молодежной среде – он активно проявляет свою гражданскую позицию и занимается развитием музыкальной культуры молодого поколения.

Несмотря на свой возраст – ему только 25 лет – за спиной у молодого человека весомые заслуги. Начало этого года не стало исключением – в копилке оказались сразу две столичные награды. Его имя было занесено в золотую летопись Творческого союза композиторов под меценатством Д. Владимирского, а его музыку исполнили в Швейцарии.

— Антон, ты был занесен в золотую летопись. Как думаешь, почему? 

— С 2011 года я являюсь членом Творческого союза композиторов, который поддерживает российский меценат Дмитрий Владимирский. Владимирский — это некий прообраз другого крупного русского мецената Саввы Мамонтова. С первых дней вступления в союз мне стало ясно, что такие люди, как Владимирский, не бросают слова на ветер. Так, за первые три года союз помог мне осуществить издание около 15 моих произведений, общим тиражом более 10 000 экземпляров. Согласитесь, что для молодого композитора, — на тот момент мне было всего 18-20 лет - это неслыханная роскошь. За эти годы было написано очень много музыки как для детей, так и для крупных составов исполнителей. Видимо, все это повлияло на занесение моего имени в золотую летопись союза. Для меня это стало большой, но, безусловно, приятной неожиданностью и честью.

— Впервые твою музыку исполнили в Швейцарии. Расскажи, пожалуйста, подробнее — кто исполнил и при каких обстоятельствах?

— Это как раз еще одна заслуга союза. На протяжении нескольких лет при поддержке союза организовывалась бригада исполнителей, которая выезжала за границу с пропагандой современной российской музыки. В одной из таких поездок, как раз в Швейцарии, состоялось премьерное исполнение моих «Вариаций на тему Дунаевского» для фортепиано. Первым исполнителем стал пианист Дмитрий Бородин. «Вариации» я написал еще в 17 лет. У них сложилась счастливая исполнительская судьба. Я сам играл их неоднократно в концертных программах. Сейчас они уже записаны на диск казанской пианисткой Вероникой Максимовой и входят в ее исполнительский репертуар.

— Какие еще твои композиции стали настолько успешными? И какую из своих работ ты считаешь наиболее важной, знаменательной?

— Безусловно, самым счастливым на сегодняшний день, я считаю, свой Первый концерт для домры с оркестром. Он достиг всевозможных успехов. И исполнение Ульяновским государственным народным оркестром, и издание нот, и заинтересованность музыкантами-домристами России и ближнего зарубежья. О нем написаны музыковедческие статьи, рецензии, отзывы. Интерес к нему сохраняется до сих пор. Мне, конечно, это очень приятно. Для композитора каждое его произведение — это как ребенок. И всегда переживаешь за всех. У одного складывается счастливая и успешная жизнь, а другой в полном забвении или, чего хуже, высмеян критикой и непониманием. Каждому хочется помочь реализоваться и дать исполнительской жизни. Музыка — это такое искусство, которое живет с ходом времени, а оно, как известно быстротечно.

Из написанного на сегодняшний день самым важным, считаю, свой «Октавный» концерт для фортепиано с оркестром. Это произведение, как никакое другое, на протяжении уже ни одного года подвергается, с одной стороны, жесточайшей критике, высмеиванию, непониманию и обвинениям в банальщине, а с другой стороны, обсуждается в разных профессиональных кругах и сообществах, как, возможно, новая форма музыкальной выразительности и новаторского оригинального письма.

— Каждый музыкант имеет свой собственный стиль. Какой у тебя?

— О своем стиле говорить самому композитору сложно и даже смешно. Возможно, у меня уже вырабатывается, так называемый, «авторский почерк», который узнается по оригинальным интонациям и оборотам музыкальной речи. Я не ищу новаторства в гармонии или мелодии. Больше уделяю внимание фигурации, колористическим и регистровым возможностям того или иного инструмента.

— Над чем работаешь сегодня? Какие планы?

— Сегодня многу пишу сочинений для фортепиано. Особенно для молодого поколения музыкантов-пианистов. Недавно закончил цикл фортепианных этюдов по белым клавишам. Работая в музыкальной школе, я каждый день заряжаюсь новыми впечатлениями от детей. Это находит отражение в моей музыке.

Побеседовала Алия Утигенова