Яндекс.Метрика
Африкант Ерофеевский: 1250 боевых вылетов
9:2504 апреля 2018

В этом человеке было всё необычно: от имени до биографии. Он стал первым в мире лётчиком, который совершил 1 250 боевых вылетов и первым Героем Советского Союза в своем соединении. Его грудь украсили Золотая Звезда, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, многие медали.

Будущий командир эскадрильи ночной бомбардировочной авиационной дивизии Северо-Западного фронта майор Африкант Платонович Ерофеевский родился 26 марта 1917 года в селе Тымск Каргасокского района Томской области в многодетной крестьянской семье. Образование неполное среднее. С 1921 года жил в городе Тобольске, с 1934 года – в Ульяновске. Здесь он работал пионервожатым, затем преподавателем физкультуры в неполной средней школе №4.

В Красной Армии с 1936 года. Окончил Ульяновскую, а затем и Пермскую военно-авиационную школу пилотов. Великая Отечественная война застала его в Ленинградском военном округе. И воевать он начал с первого дня. На войну отправились семь братьев Ерофеевских. Один – в артиллерии, другой – в кавалерии, третий – в авиации, четвёртый – на флоте, пятый – в пограничниках, двое – в пехоте. Пятеро – Сазонт, Александр, Иннокентий, Константин и Владимир – пали смертью храбрых на полях сражений.

Африкант воевал в Прибалтике, летал на деревянном самолёте «РЗТ». Машина часто возвращалась на аэродром изрешечённой пулями и осколками снарядов. Но как только к ней подвешивали бомбы, лётчик снова поднимал её в небо.

В августе 1941 года Ерофеевский был тяжело ранен. Но после госпиталя снова вернулся в авиацию и сел за штурвал. Отчаянный и дерзкий, он всегда был на волосок от смерти. Многие знали о его комбинезоне. Из одного полёта Африкант возвратился с 18 пробоинами в нём. И что удивительно: комбинезон, что называется, в решето, а у лётчика не царапины. Или такой случай. Возвращался Ерофеевский с задания. До аэродрома рукой подать, а тут вдруг немецкий истребитель «Мессершмитт-110», машина скоростная, маневренная, а под Африкантом Платоновичем фанерный «ПО-2». На таком не убежишь. И принялся наш лётчик фашиста «крутить». То в «петлю» уйдёт, то в «бочку», то «свечку» поставит. Продолжалась карусель минут 20, пока не выбрал момент и не всадил в немца два реактивных снаряда, тот на землю так и рухнул.

«Я летал на самолётах разных марок, – рассказывал Африкант Платонович. – Почти на всех наших советских, на английских, американских и даже немецких с их опознавательными знаками. Но больше всего на «фанере» – маленьких, лёгких, маневренных самолётиках, которые лучше всего подходили для спецзаданий и особых поручений командования».

Что это были за поручения, теперь хорошо известно. На тихоходных машинах Ерофеевский вёл воздушную разведку вражеских позиций, уничтожал огневые точки фашистов, перебрасывал через линию фронта советских разведчиков и руководителей партизанского движения. За их выполнение легендарный Семён Михайлович Будённый прозвал Ерофеевского «воздушным гусаром», а известный поэт Алексей Сурков посвятил ему стихи.

Четырежды на самолёте Ерофеевского пересекал линию фронта легендарный советский разведчик Николай Кузнецов, о подвигах которого написана документальная повесть «Это было под Ровно» и снято несколько кинофильмов.

Но больше всего Африканту Платоновичу запомнился случай с высадкой во вражеском тылу 18-летней разведчицы. Едва она усела покинуть кабину самолёта, как к месту приземления ринулись полицаи. Девушка получила ранение. Тогда пилот бросился в воздушную атаку, выпустил в полицейских реактивный снаряд, а потом долгие полчаса сдерживал их, не давая оторвать головы от земли, пока юная разведчица не скрылась в чаще. Он, кстати, потом встретил её в Кремле, где им обоим вручали награды.

Будучи командиром эскадрильи ночных бомбардировщиков, Ерофеевский в совершенстве владел техникой пилотирования и выполнял самые сложные задачи при любой погоде.

Всего под его руководством эскадрилья бомбила передовые позиции немцев 2531 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Конец войны он встретил в должности командира бомбардировочного полка.          

После войны полковник Ерофеевский командовал авиационным полком в городе Каунасе, испытывал первые вертолёты «Ми-8». Совершал полёты в Заполярье. Участвовал в антарктической экспедиции. Командовал авиадивизией. В 1961 году вышел в запас. Был начальником аэропорта гражданской авиации в городе Тула. Умер 18 марта 1976 года и похоронен на Смоленском кладбище. В этом городе на здании школы, где он учился и на доме, в котором жил, установлены мемориальные доски.

Виктор Никитин