На минувшей неделе в Большом зале Ленинского мемориала состоялся заключительный концерт очередного музыкального сезона Ульяновского государственного симфонического оркестра «Губернаторский». В программе принял участие приглашённый солист Юрий Мартынов.
В концерте прозвучали произведения великих композиторов – европейского Моцарта и русского Римского-Корсакова. Эти два автора своими произведениями задали тематику концерта – «Запад – Восток».
В первой части программы в качестве солиста выступил профессор Московской консерватории, лауреат международных конкурсов (фортепиано, Москва) Юрий Мартынов. Пианист принадлежит к числу наиболее интересных и разносторонних российских музыкантов наших дней. Его искусство исполнения соединяет в себе традиции русской фортепианной и западноевропейской клавирной школ. Юрий Мартынов в равной степени в совершенстве владеет большим количеством инструментов и разнообразных стилей.
Нам удалось пообщаться с артистом перед концертом и задать ему несколько вопросов о музыке и преподавательской деятельности в консерватории, в которой он работает уже на протяжении нескольких лет.
– Юрий Вячеславович, вы переживаете волнуетесь перед концертом? Используете ли какие-нибудь особые приёмы при подготовке?
– Я переживаю всегда и считаю это нормальным. Любой человек будет переживать, но целом это зависит от склада личности музыканта. Вот я, например, интроверт, а существуют такие артисты, которые заранее готовы к выступлению. Особых приёмов нет, достаточно просто подготовиться и посвятить себя выступлению.
– С вашей точки зрения существует разница между фортепиано разных эпох?
– Нельзя сказать точно, так как эволюция инструмента происходила постепенно, как и другая любая эволюция. Каждый инструмент несёт в себе комплекс плюсов и минусов. Здесь, в первую очередь, следует учитывать задумку композитора, уметь читать его язык. Инструменты того времени не были рассчитаны на современные задачи. С другой стороны, когда автор писал свою музыку, он не мог предугадать всё нюансы развития инструмента в дальнейшем. Он лишь мог изобрести конструкцию, форму, тематизм и гармонического схему произведения, но тембр угадать не мог. Конечно современный рояль намного мощнее, но здесь и недостаток – мощность звучания инструмента в процессе эволюции заменила его ясность, и это в любом случае неизбежно.
– Как вам удается сочетать в своей карьере концертную и преподавательскую деятельность?
– Я считаю, что это приносит мне только положительный опыт и эмоции. Музыканту просто необходимо время от времени выступать. Я и учеников своих к этому призываю. Просто невозможно учить музыку, не играя музыку. К тому же проведя некоторое время без концертов, я начинаю попросту без них скучать.
– Что вы считаете важным в музыке? Чему учите своих учеников?
– Безусловно, правильная техника исполнения это главное, но не стоит забывать и об энергетике. Музыка сама по себе свободна от фиксированного слова. Исполнитель должен проникнуть в суть произведения, так сказать, пережить его. Гораздо хуже будет, если он его попросту отыграет.
– Не считаете ли вы, что для каждого исполнителя одно и то же произведение раскрывается по-своему?
– Да, конечно, это так. Сегодня люди всё реже ходят на концерты. Видимо, это связано с информационной переполненностью современного общества. Многое сейчас можно получить, не выходя из дома, но главного так и не понять. Концерт сам по себе это не просто техническое исполнение какого-то произведения. Это своеобразный обмен энергией между музыкантом и слушателем. И вот эту свою идею или понимание музыкант передаёт.
– Юрий Вячеславович, так что для вас музыка?
– Музыка для меня – это служение. Во-первых, то, что я делаю, так или иначе с ней связано на протяжении всей моей жизни. Во-вторых, это её невербальное воздействие на всю нашу жизнь играет для меня огромное значение. Я горжусь тем, что мне дано что-то, что меня делает сопричастным к этому действию.
– Понравилось ли у нас в Ульяновске?
– Конечно, очень понравилось. Я сходил на набережную и даже спустился до Волги. Впечатления особенные. Когда смотришь на эти крутые берега и реку, испытываешь национальную гордость за нашу страну.
Николай Квасов