Яндекс.Метрика
Ульяновская область намерена одной из первых внедрить региональный экспортный стандарт
16:2901 июня 2017

Область станет одним из пилотных регионов, где будет внедрен новый стандарт экспорта. Его презентовали 1 мая на Петербургском международном экономическом форуме.   Генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Петр Фрадков отметил Ульяновск как регион, где созданы все условия и инфраструктура для малого и среднего бизнеса. Наибольшую ставку область делает на несырьевой экспорт, доля которого составляет около 80%.

По словам губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, принятие единого Регионального экспортного стандарта – очень своевременное и важное решение. Область еще в 2011 году стала одной из первых четырёх субъектов, где появился Центр поддержки экспорта. Позднее был создан Экспортный совет.

«Мы постоянно работаем над снятием административных и иных барьеров, препятствующих экспортной деятельности компаний региона. В то же время и сам бизнес проявляет большой интерес к экспортной деятельности. Сегодня не только крупные предприятия, но и новый бизнес, малые и средние компании демонстрируют готовность выходить на внешние рынки. И наша задача – помочь им в этом, создать инфраструктуру и условия для старта экспортной деятельности, – отмечает глава региона. – На сегодняшний день в Ульяновской области реализован ряд передовых практик в сфере поддержки и развития экспортной деятельности. Мы сами искали оптимальный набор инструментов стимулирования экспорта, прокладывали свой путь. С появлением Стандарта, безусловно, эта работа выйдет на качественно новый уровень. Хотя часть лучших практик, закрепленных Стандартом, у нас в регионе уже успешно реализуется, всё же остаётся много возможностей для дальнейшего развития и совершенствования».

По мнению губернатора, экспортный стандарт позволит выровнять ситуацию в регионах и поможет их руководителям лучше сориентироваться и систематизировать свою деятельность.

 Новая жизнь экспорта – в малом и среднем бизнесе

– Я считаю, что Ульяновская область проделала достаточно большую подготовительную работу в сфере поддержки экспортной деятельности и вполне готова выступить «пилотным» регионом для внедрения нового Стандарта. К тому же, у нас в арсенале успешный опыт сотрудничества с АСИ по проекту внедрения Регионального инвестиционного стандарта. Мы с коллегами внимательно изучили Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий развития экспортной деятельности. Если позволите, поделюсь своими соображениями относительно нескольких пунктов.

Во-первых, вопрос «О создании и обеспечении деятельности центра поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства». Полностью поддерживаю этот пункт Регионального стандарта, поскольку 6-летний опыт практической работы нам уже доказал эффективность данного инструмента. С появлением Центра поддержки экспорта стал отмечаться переход от традиционной модели экспорта с 3-4 крупными игроками, годами поставляющими большие объемы продукции на уже разведанные рынки, к модели, где значительную роль стали играть малые и средние компании, впервые выходящие на рынок и осваивающие новые рыночные сегменты.

Центр выполняет важнейшие функции по аудиту экспортного потенциала производителей, их встраиванию в производственные цепочки внутри региона, последующему «доращиванию» до уровня межрегиональных поставщиков, а затем – выводу на внешние рынки.

Результаты

– Если говорить об итогах работы Центра в цифрах – малыми и средними компаниями при его содействии было заключено 66 экспортных контрактов общей стоимостью более 80 миллионов евро. Количество стран, в которые экспортировались товары, выросло с 52 до 84, а количество экспортеров выросло почти вдвое (с 73 до 134). Кроме того, Центр выполняет важную образовательную функцию – обучает экспорториентированный малый и средний бизнес. Только за прошлый год обучение прошли 63 экспорториентированных компаний Ульяновской области. Семь из них, вооружившись знаниями, впервые вышли на внешние рынки. Уже два года подряд наш Центр поддержки экспорта входит в пятерку лидеров в рейтинге эффективности инфраструктуры поддержки экспорта в России.

Международные бизнес-миссии

– Второй пункт, который хотелось бы поддержать – это организация дней международного бизнеса в субъекте РФ. Эту практику в регионе мы тоже уже применяем – организуем реверсные бизнес-туры, привозим делегации зарубежных предприятий-потенциальных экспортёров. Например, в апреле на региональной выставке-форуме «Сделано в Ульяновской области» мы организовали «реверсную» бизнес-миссию крупнейших иностранных импортёров из 7 стран мира: КНР, Вьетнама, Армении, Грузии, Казахстана, Ирана и Беларуси. Результат мероприятия превзошёл наши ожидания – в проработке находятся 22 экспортных контракта на сумму свыше 2,5 млн. долларов. Ожидается выход на внешние рынки 6 новых экспортёров.

Это практический результат, который подтверждает, что средства бюджета, потраченные на организацию таких деловых миссий, с лихвой окупятся за счёт роста экспортной активности субъектов бизнеса.

Региональное брендирование

– Третье: «Создание и продвижение регионального бренда на внешних рынках» – довольно сложная и новая тема, в которой необходимо профессионально разбираться. А главное – понимать, насколько важно на данном этапе инвестировать в региональный бренд или бренды, чтобы продукция стала востребованной и узнаваемой на внешних рынках. 

Мы для себя определили три приоритетных продукта для регионального брендирования. Это ульяновские радиофармпрепараты (уникальный для России продукт, который экспортируется в 26 стран мира); автомобили УАЗ (экспортируются в 29 стран мира); ульяновские мебель и двери (одна из самых быстро растущих отраслей региональной промышленности с огромным экспортным потенциалом. Всего за несколько лет доля продукции деревообрабатывающей промышленности в структуре экспорта выросла в 7 раз!). В эти бренды мы будем вкладываться. Считаю это направление крайне важным.

Четвёртое направление – «Ресурсное обеспечение системы поддержки экспорта». Многие представители бизнеса и коллеги из органов власти подтвердят: мер поддержки бизнеса, в том числе и экспорториентированного сейчас более, чем достаточно. Однако такая проблема, как рассредоточенность по источникам предоставления и способам получения, создаёт ненужную путаницу.

Представительства за рубежом

Стандарт закрепляет принцип единства, централизации, и это очень важно. Мы в регионе давно занимаемся «собиранием» мер господдержки бизнеса на одной площадке. У нас это Корпорация развития предпринимательства Ульяновской области – единое окно для обработки всех запросов бизнес-сообщества региона. На базе Корпорации, помимо Центра поддержки экспорта, функционирует региональный гарантийный фонд, микрофинансовая организация, Региональный фонд развития промышленности. Наши компании успешно пользуются сразу всеми возможными мерами поддержки. Опыт Ульяновской области получил высокую оценку и экспертов, и бизнес-сообщества.

И, пожалуй, последний комментарий, в большей степени – пожелание и предложение относительно обеспечения присутствия субъекта РФ на внешних рынках. Мы знаем, что бизнесу (особенно малому и среднему) крайне сложно самостоятельно выйти на новый рынок. Создавать и содержать собственное представительство за рубежом нет возможности, это огромная финансовая и организационная нагрузка. В связи с чем на приоритетных для региона рынках необходимо присутствие партнёров – агентов, интеграторов, представляющих коллективные интересы бизнеса, которые будут заниматься продвижением продукции, приемкой и растаможкой образцов, а также сборных грузов. 

Кроме того, после участия в международных выставках остается огромное количество контактов, которые сложно прорабатывать удалённо. Они попросту теряются. Мы рассматриваем различные форматы работы данных представительств. К примеру, при организации участия экспортеров в зарубежных выставках возникает необходимость отправки экспонатов. Оформление временного вывоза продукции при этом нецелесообразно, так как зачастую транспортировать продукцию обратно требует значительных расходов и экономически более эффективно её реализовать на территории иностранного государства или передать дилерам. А для этого нужен импортёр – юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства.

Мы совместно с бизнесом находимся в поиске путей решения данного вопроса, и считаем, что торговые дома «Российского экспортного центра» за рубежом в виде отдельных юридических лиц, наделённых указанным функционалом, соответствовали бы текущим потребностям бизнеса.

Регионам, на мой взгляд, тоже неэффективно и невыгодно создавать и содержать собственные государственные представительства. Мы сейчас пробуем другой вариант – договариваемся с крупными предприятиями, которые уже работают на том или ином зарубежном рынке, о возможности завести в их представительства дополнительных менеджеров. Таким образом, мы совместно создаём бизнес-представительство, субсидируя часть расходов на менеджмент, уходя от расходов на содержание чиновничьего аппарата. В любом случае считаю, что данную задачу нужно решать консолидировано, через объединение ресурсов. 

Фото Анастасии Столбовой