Ульяновск, 6°C
57.64 Р
67.98 Р
Танец длиною в жизнь
10:4824 Марта 2017

День работников культуры – это праздник, объединяющий все творческие профессии, но больше остальных его принято ассоциировать с коллективами культурно-досуговых учреждений. Так сложилось, что именно здесь сильны традиции семейных династий. Говоря о ДК «Губернаторский», сразу вспоминаются семейные и творческие союзы Яворских, Новиковых, Карниловых… В этом году мы расскажем об одной из таких – творческой семье Митязовых и Топорковых.

Наша беседа состоялась с Заслуженным работником культуры Ульяновской области, обладателем премии «Браво, маэстро!», руководителем народных коллективов ансамбля танца «Симбирские узоры» и ансамбля песни и танца «Волгари» Галиной Николаевной Митязовой, и её дочерью и зятем – балетмейстерами Полиной и Денисом Топорковыми.

 – Галина Николаевна, расскажите, как произошло ваше первое знакомство с ДК «Губернаторский»?

– В 1975 году я пришла сюда в 15 лет еще совсем юной из ДК «Строитель», где с нами занимался Герман Ганиев, солист танцевальной группы известного тогда русского народного хора ДК профсоюзов. Он уезжал в другой регион и захотел оставить после себя смену – выбрал меня и еще несколько подающих надежды девочек. А танцевать я начала еще раньше, в 12 лет, тогда большое впечатление на меня произвел открытый урок – занятие у балетного станка юных артисток. Я влюбилась сразу, помню тот трепет, как воодушевила их грация, осанка. Думаю, такой выбор был предрешен, в нашей семье ценили народное творчество – отец был гармонистом. На вечёрки приходила молодежь из окрестных сел, где папа с мамой и познакомились. К слову сказать, она очень хорошо поёт.

 – Ваш коллектив «Волгари» сохраняет традиции, заложенные много лет назад, расскажите о нём

– Ансамбль «Волгари» был создан Дмитрием Олеговичем Бахаревым в начале девяностых – этот уникальный коллектив уже в то время был очень популярен. В последующем его слава дошла и до заграницы – так состоялось выступление в Париже. Специальное приглашение пришло от французской стороны, потому что нужен был именно самобытный русский коллектив с поистине народными песнями, танцами и инструментами, а мы играли на них – жалейки, трещотки, ложки, рожки, свирели. Выступления были очень яркими. Участники ансамбля и по сей день универсальны. Они поют песни, озорные частушки, пляшут, играют, водят хороводы, исполняют волжские наигрыши и напевы, фольклорные произведения, записанные в Ульяновской области.

 – Еще один ваш коллектив «Симбирские узоры» в 2017 году отмечает 10-летний юбилей, расскажите, чем можете гордиться?

– Когда только создавались «Симбирские узоры» и уже были подписаны документы о работе коллектива на базе ЦНК, практически день в день не стало легендарного хореографа, великого мастера Игоря Моисеева. Это было большим потрясением, но я восприняла это как знак. Я всегда считала, что формировать любовь и осмысление танцевального искусства нужно через лучшие его образцы, такие как Госансамбль народного танца имени И.Моисеева. Тогда я сказала своим воспитанникам, что мы должны будем тянуться к таким идеалам в своем творчестве. В последствии нас поддержали в этом именитые члены жюри различных конкурсов, и я ни разу не пожалела, что мы ставим такую высокую планку. Думаю, у нас все получается. Сейчас после выступлений наших артистов, их готовы брать в такие высококлассные коллективы, как Государственный Академический Северный русский народный хор и Государственный ансамбль танца «Волга».  Мы являемся обладателями Гран- при, лауреатами международных и всероссийских конкурсов и фестивалей в России, Черногории, Белоруссии, на Украине. Мы не только танцуем, но и изучаем истоки танца. У нас есть проект «Наследие», в рамках которого сохраняются танцы России – от самых южных регионов до северных. В репертуаре коллективов присутствуют «Владимирская топотуха», «Тамбовская плясовая», «Украинский танец», «Танец с бубнами», «Симбирские перетопы», «Шенкурские заковырки» и многое другое. Я уверена, что танцевальное искусство способно сохранять народные традиции не хуже, чем это делается через песни или поэтическое, литературное наследие. Другое дело, что сохранить сам танец сложнее. Если брать ульяновские танцы, то их сберегла во многом деятельность Владимира Андреевича Ионова и его этнографические экспедиции.

 – То есть вы согласны с тем, что культура – это «мягкая дипломатия», объединяющая и примиряющая людей, порой с совершенно разными взглядами?

 – Я в этом уверена. С «Симбирскими узорами» нам довелось выступать на Украине за несколько месяцев до событий на Майдане. Несмотря на то, что уже тогда ситуация там была не простая, на культурном взаимодействии это не отражалось. Мы заняли тогда первое место и в составе представителей конкурса шли по Крещатику с российским флагом сразу после украинских артистов. Уверена, что культура и творчество способно примирить многое.

– Галина Николаевна, в вашей семье есть хорошая преемственность – творчество объединяет вас не только дома, но и на работе. Расскажите об этом.

 – С самого детства со мной и как участница и как зритель – дочка Полина. Привело это к тому, что она стала профессиональным балетмейстером. Хотя с моей стороны были попытки склонить её к другой творческой профессии журналиста или режиссёра, например. Но, как оказалось, все к лучшему. Здесь сложилась её судьба не только в работе, но и в семейной жизни. Вместе с мужем они сейчас балетмейстеры в коллективе «Симбирские узоры». 

– Полина, что стало решающим в вашем выборе?

– Мама – хореограф, и я просто не представляла, что у меня может быть другая профессия. Конечно, можно было пойти учиться на врача, режиссера, журналиста, но я всю жизнь во Дворце культуры. Когда обычные дети проводили свободное время на детской площадке или в зоопарке, мы с мамой шли на экзамены в училище культуры. Всем этим я жила и не представляла себя в другой профессии. Я знала, что всегда смогу попросить помощи у мамы в учебе. В последствии даже было так, что по литературе, которая хранилась у нас дома, в университете проводили лекции. Мне кажется, что именно семейными династиями могут продолжать жить коллективы. Здесь важно сохранить творческие традиции, а мы этим дышим, всё впитываем с детства.  

 – Денис, что вы считаете главным в вашей профессии?

 – Для меня важно, чтобы дети были счастливы, и был счастлив зритель. Залог успеха здесь – это подход к делу, начиная с выбора программы, материала, который я хочу дать ребятам, чтобы им было приятно его брать и приятно отдавать зрителю, который бы с восхищением смотрел на результат.

 – Как вы считаете, ваш сын тоже будет продолжать творческую династию? Вы бы этого хотели?

 – Я думаю, что наш сын в любом случае будет творческим человеком – это уже заложено в его корнях, генах. Поэтому уверен, что какую бы профессию он не выбрал – подход к ней будет творческим.

Вот такая история судьбы, семьи и творчества. Я уверена, она продолжится, ведь недаром во время нашего интервью в гримёрке присутствовал еще один воспитанник коллектива «Симбирские узоры», 4-летний Матвей Топорков, который уже сейчас пытается повторять за папой самые сложные танцевальные элементы. А в завершении нашего интервью мы поздравляем Галину Митязову с еще одной датой – 24 марта, накануне Дня работника культуры, она отмечает свой день рождения!

Записала Екатерина Чистоходова