Яндекс.Метрика
Стоит ли бить тревогу? Экспертное мнение о появлении цемзавода в Тереньгульском районе
12:5617 июля 2017

В настоящее время в Ульяновской области ведется работа по реализации крупного инвестиционного проекта китайской корпорации «Конч». Планируется, что на территории Тереньгульского района появится цементный завод, который позволит создать несколько сотен новых рабочих мест и даст дополнительные возможности для развития всего района. Однако наряду с перспективами китайские инвесторы, по мнению местных жителей, могут привнести своим производством существенный вред экологии. Мнением о том, угрожает ли появление крупного предприятия состоянию окружающей среды, поделился эколог, кандидат биологических наук Дмитрий Федоров.

– Жителям Тереньгульского района действительно стоит бить тревогу?

– Люди боятся потому, что не знают многого. В настоящее время нет описания территории предприятия и геологической среды. Известно лишь то, что есть месторождение цементного сырья Солдатская Ташла, поставленное на государственный баланс запасов, и определенное в государственный резерв под последующую разработку и постройку предприятия по производству цемента ещё во времена СССР. Советский Союз держал месторождение в резерве, потому что были построены мощности Новоульяновского цементного завода, еще действовал Сенгилеевский цементный завод в варианте первого царского периода постройки. Этого хватало, чтобы закрывать потребности Среднего Поволжья. Тем более в соседних регионах действовало более 7 подобных заводов.

Кроме того, ещё не определен пользователь данного месторождения. Федеральный орган управления недрами, который имеет его в государственном резерве, в случае наличия заявителя может организовать аукцион на право пользования. После этого недропользователь обязан будет определить площадку, которая должна соответствовать целому ряду требований, среди которых санитарно-защитная зона. Как правило, для предприятия такой промышленности оно начинается от одной тысячи метров. Именно на расстоянии до 1 километра произойдет рассеивание остатков цементной пыли, что позволит иметь практически нулевые концентрации цементной пыли в отходящих газах.

– Насколько это прибыльное дело?

– Если говорить о рентабельности, то производители цементов, которые работают в России, имеют карьерные хозяйства на расстоянии от 15 до 20 километров от объекта недр. Берем месторождение Солдатская Ташла и понимаем, что рентабельность возникает на расстоянии до 20 километров. Это большой маневр для предприятия чтобы расположить его с минимальным негативным воздействием на ближайшие населенные пункты.

– Количество и характер выбросов предприятия будет контролироваться?

– Предприятие цементной промышленности как крупное предприятие обрабатывающей промышленности подпадает под контроль федерального Росприроднадзора. Буквально через год вступает в силу федеральный норматив, по которому служба Росприроднадзора будет иметь свои датчики на точках выбросов загрязняющих веществ соответствующего предприятия. То есть будет осуществляться внешний контроль в режиме онлайн.

– Каковы меры наказания при наличии нарушений?

– Есть право соответствующего инспектора не только наказать штрафом предприятие, но и приостановить производство до выполнения экологических норм. У нас такие примеры есть с точки зрения ограничения рабочих режимов вредных производств, которые нарушили экологические требования. При внеплановой проверке Сенгилеевского цементного завода сотрудники Росприроднадзора выявили превышение загрязняющих веществ и приостановили работу предприятия до устранения всех последствий. Поэтому, можно говорить о том, что уже сегодня есть действенные инструменты воздействия как у Росприроднадзора, так и у регионального экологического надзора при нарушении экологических требований. Помимо приостановки производства до 90 суток есть штрафы и взыскание ущерба, размеры которого рассчитываются индивидуально. Штраф для руководителя предприятия составляет до 50 тысяч, на предприятие – до 300 тысяч рублей.

Однако, я не хочу делать акцент именно на мерах административного и финансового реагирования. При установке этой кооперации объекта добычи и переработки на первом и втором этапе предстоит большая работа по изучению всех аспектов, сопредельных сред, таких как государственный лесной фонд со своими ограничениями и требованиями, так и землям водного фонда. Надо принимать в расчет весь комплекс мер, и я думаю, правильным станет подготовка в доступном формате брошюр с характеристиками месторождения цементного сырья, производительностью, размерами санитарно-защитной зоны. Должны быть включены вопросы экологического надзора и контроля, которые на сегодняшний день достаточно жесткие.

– Можно ли нарушить нормы и предписания и остаться безнаказанным?

– Если инвесторы попытаются сознательно нарушить нормативы даже на этапе проектирования, их проект не пройдет экологическую экспертизу. Они должны соответствовать всем российским природоохранным и санэпидтребованиям. Кроме того, это невозможно с учетом того, что федеральная норма будет подразумевать наличие внешнего датчика на всех основных точках выбросов.

– В окрестностях месторождения водятся редкие животные и растения?

– Есть примыкание к государственному лесному фонду, но территорию национального парка «Сенгилеевские горы» он не затрагивает. Данное месторождение также нигде не пересекается с памятниками природы регионального значения, поэтому какие-либо действия там были бы невозможны. Можно с уверенностью говорить о том, что конфликта с заповедным фондом нет.

Вообще «легкие» экологической базы могут нивелировать негативное воздействие производственного процесса. Здесь надо смотреть характеристики экологического паспорта территории, его экологическую емкость, и насколько он может нивелировать это негативное воздействие. Я думаю, что он переварит не один цементный завод без серьезного ущерба, но я бы не стал это утверждать без соответствующих расчетов. Экология – очень тонкая вещь, которая просчитывается с алгоритмами и уравнениями.