Яндекс.Метрика
Пётр Голиченков: жизнь по законам снайперской войны
9:0915 мая 2017

Он был одним из тройки лучших снайперов Ленинградского фронта. На его счету 225 убитых фрицев. По другим данным, 248 уничтоженных солдат и офицеров вермахта. Кто-то может сказать, что у других было и больше. Было. Но 23 немецких снайперов не было ни у кого. Как не было и 230 подготовленных бойцов, которые в общей сложности уничтожили более 4 тысяч солдат и офицеров противника. Свои его безмерно уважали и любили. Фашисты были в ужасе. Их окопная жизнь была пыткой. Едва стоило высунуть голову, как в неё тут же попадала пуля: русский снайпер промаха не знал.

А довоенная жизнь была самой что ни на есть обыкновенной. Родился будущий Герой Советского Союза, младший лейтенант Пётр Иванович Голиченков 12 июля 1921 года в селе Должниково Базарносызганской волости Карсунского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье (ныне Базарносызганского района Ульяновской области). Ростом он не вышел, был всего 1 метр 46 сантиметров, переживал, конечно, но характером отличался сильным, упорства, настырности в нём было хоть отбавляй. Другое дело, что профессия у него была самая что ни на есть приземлённая – продавец в сельском магазине. Никто доподлинно не знает, как получилось, что ему пришлось встать за прилавок. Но в тяжёлые предвоенные годы надо было зарабатывать на хлеб насущный и выбирать не приходилось.

Особые надежды Пётр возлагал на армию. Уж здесь-то он себя покажет! Кабы знать, каких нервов это ему стоило. На призывной комиссии парню отказали: не хватило 4 сантиметров до установленного Уставом роста красноармейца. Другой бы сдался. Но наш герой был не из таких. Вот где пригодился его настырный характер. Он принялся обивать пороги военкоматов, смело шёл в кабинеты начальства самого высокого ранга: убеждал, доказывал, требовал … И перед ним отступили, призвали-таки в армию, направили служить на литовскую границу, куда через полгода пришла война.  

Для батальона, в котором служил пулемётчик Голиченков, она началась с окружения. Надо было выяснить расположение немецких войск, их численность и возможность выхода из окружения. Разведгруппа, в составе которой был и наш земляк, задание успешно выполнила. Однако на обратном пути нарвалась на немцев. В ходе боя боевые товарищи Петра погибли, а сам он был схвачен немцами. Увидев перед собой «малыша», они проявили самонадеянность, даже не обыскали его как следует и повели в штаб. Там строгий допрос не устраивали и тут же с небольшой группой сопровождающих отправили в свой тыл.

На рассвете, по словам Петра, немцы решили устроить привал. Выбрали поляну возле ручья, расположились, достали шнапс и закуску и приготовились трапезничать. Такая самонадеянность им дорого обошлась. Пленник забросал своих конвоиров гранатами-«лимонками», которые прятал на поясе. Пятеро фашистов были убиты на месте. Ещё трое получили тяжёлые ранения. А двое бросились было бежать. Но Голиченков уложил их из немецкого автомата. Затем боец переоделся в форму убитого солдата, прихватил несколько гранат и вернулся к штабной землянке, чтобы добить остававшихся там фрицев. Но увидел на столе карту с расположением наших и немецких войск, осторожно взял её и бесшумно скрылся. Карта помогла батальону практически без потерь выйти из окружения. О Петре заговорили с большим уважением.

Военная судьба, однако, ещё раз испытала бойца на прочность. Вскоре после выхода из окружения он получил ранение и был отправлен на лечение. По пути в Ленинград судно с красными крестами, перевозившее раненых, было обстреляно. Голиченков сумел продержаться несколько часов в холодной воде, прежде чем его подобрали. Вскоре после выписки из госпиталя ему, пулемётчику и миномётчику, предложили стать снайпером отдельной разведроты 1-й стрелковой дивизии войск НКВД 8-й армии Ленинградского фронта. Он согласился, ещё не зная, что пришёл его звёздный час.

Пехотинец оказался не просто способным учеником, он был талантливым и вскоре после завершения учёбы, очень быстро открыл снайперский счёт. О нём вскоре заговорили как об одном из лучших снайперов Ленинградского фронта. А Голиченков … заскучал. «Охота» на немцев, помимо выдержки, требовала много времени. Другое дело – пулемёт! Но изменять снайперскому делу Пётр не стал. Он нашёл другой выход. Пришёл к артиллеристам и предложил «работать» в одной связке. Они, артиллеристы, будут бить по блиндажам, а когда фашисты станут из них разбегаться, за дело примется снайпер. Попробовали – получилось. Счёт у Голиченкова стал расти не по дням, а по часам.

Но самым памятным для него стало 21 декабря 1941 года. Он только что вернулся со снайперских сборов. А тут «жалоба» от командира полка, мол, пока он, Голиченков, отсутствовал, немцы совсем обнаглели, ходят у себя по позициям в полный рост и ничего не боятся. Видно, думают, что извели, наконец-то, этого ужасного снайпера. Пётр тут же дал понять, что они ошибаются. Он вышел на «охоту» и «снял» 17 гитлеровцев.

Фашисты пришли в бешенство и решили во что бы то ни стало уничтожить ненавистного им красноармейца. Случай им представился очень скоро. Они выследили его очередную «лёжку» совершенно случайно. По недосмотру одного из офицеров Голиченкову передали трассирующий патрон. После выстрела на блиндаж снайпера обрушился град снарядов. Голиченков, однако, полностью уничтожил артиллерийский расчёт. Тогда немцы стали бить по блиндажу из дальнобойных орудий, он не выдержал, рухнул и завалил снайпера.

Но торжествовать победу немцам не пришлось. Бойца откопали из-под обломков. Винтовка его была разбита вдребезги. Сам он лежал без сознания, ничего не слышал и не мог говорить. Но врачи сумели поставить его на ноги, вернуть в строй. В его снайперской книжке снова стал расти счёт убитых врагов. А 22 февраля 1942 года прославленный снайпер был приглашён в Смольный. Здесь в торжественной обстановке первый секретарь Ленинградского обкома партии А.А. Жданов вручил ему Золотую Звезду Героя Советского Союза, а также именные снайперскую винтовку и бинокль.  

Вернувшись в свою часть, Пётр Иванович вновь стал рваться в бой. Но командование фронта решило иначе. Голиченкову поручено было организовать школу снайперов. Со временем всё чаще и чаще стали напоминать о себе фронтовые раны, которые заставили Героя раньше времени уйти в отставку. День Победы он встречал уже в своём родном селе Должниково. Боевых заслуг своих не выпячивал. Несмотря на слабеющее здоровье, без дела не сидел. Работал, пока были силы, в колхозе. Избирался депутатом сельсовета, членом бюро партийной организации, возглавлял школьный родительский комитет. Односельчане шли к нему со своими нуждами и он не оставлял без внимания ни одну просьбу. До последнего своего часа жил для людей и среди людей.

Умер Пётр Иванович Голиченков 28 июля 1976 года.  Ему было всего 55 лет. В родном селе его имя носит одна из центральных улиц.

Виктор Никитин