Яндекс.Метрика
Психологи в колониях: наполнить смыслом жизни отчаявшихся
12:4213 июля 2017

Впервые о должности тюремного психолога на просторах СССР заговорили в 70-е годы прошлого века. Однако полноценная психологическая служба уголовно-исполнительной системы, или служба пенитенциарных психологов сформировалась в стране только в 1992 году. Именно тогда в колониях стали появляться психологические лаборатории, которые сегодня функционируют  во всех исправительных учреждениях России. Всего в них работает более трех тысяч психологов.

В канун 25-летия службы профильные специалисты раскрыли некоторые секреты своей профессии. В частности, они рассказали о том, что тревожит  осуждённых больше всего, возможно ли «переформатировать» жизненные ценности и найти смысл в днях, поразительно похожих друг на друга. Кроме того, речь пойдет и о тех, кто ежедневно работает с арестантами, людях, которые также нуждаются в помощи психологов – сотрудниках исправительных колоний.

Правильные приоритеты

Работа тюремных психологов максимально нацелена на ресоциализацию – формирование и подготовку заключенных к нормальному сосуществованию в обществе. Начальник психологической лаборатории ИК-9 Елена Мишуринская подчёркивает, что занятия проводятся со всеми категориями осужденных с момента их поступления в колонию и завершаются Школой подготовки заключенных к освобождению. Подготовка к освобождению начинается за полгода и включает в себя коррекционные мероприятия, направленные к жизни на свободе заключенных.

«Я думаю, что в ходе занятий осуждённые получают новый опыт общения, поведения. Учатся проговаривать, высказывать свои переживания, проблемы, которые во многом похожи. Зачастую работа ведётся именно в группе, чтобы более остро чувствовалась поддержка. Ведь наша задача – не оставлять человека один на один со своей проблемой, –рассказала Елена Мишуринская. – Есть график, согласно которому заключенные приглашаются на мероприятия, но, естественно, здесь учитывается их желание согласно законодательству. Соглашаются на мероприятия не все, и ведется серьезная работа по мотивированию заключенных к работе с психологами».

Среди наиболее эффективных занятий, формирующие жизненные ориентиры и систему ценностей, провели заключенные ИК-9 под руководством Елены Мишуринской. «Подобные занятия – ступенька к тому, чтобы понять, что происходило с человеком до момента осуждения, – отметила психолог. – Мы пытаемся переосмыслить ту систему ценностей, которая сложилась до заключения и их опыт сейчас с учётом проведенного в колонии времени. Это предпосылки к дальнейшим изменениям, позволяющие надеяться, что их жизнь после освобождения сложится иначе».

Осуждённый ИК-9 Николай Климчук честно признается, что до осуждения главными жизненными ценностями считал развлечения и времяпрепровождение с друзьями. Сейчас мужчина хочет скорее освободится, завести семью и найти работу.

«Занятия, которые с нами проводят, позволяют переосмыслить ценности и дарят надежду на светлое будущее, – поделился Николай Климчук. – Считаю, что они действительно эффективны. Находясь здесь, мы даже изготавливали книги для слепых, что также позволило нам стать немного лучше. Конечно, я сделаю всё, чтобы не оказаться в заключении вновь».

Помимо плановых занятий с психологом, в колонии проводятся внеплановые, по заявке сотрудников. Среди наиболее острых проблем – потеря смысла жизни из-за большого срока отбывания наказаний. «Мы пытаемся найти новые смыслы. Здесь каждый день похож на предыдущий, поэтому важно попытаться разнообразить эти дни, наполнить их смыслом, – считает Елена Мишуринская. – Люди, проходящие все этапы психологической подготовки к освобождению, редко возвращаются к нам вновь. Благодаря помощи люди становятся более открытыми, начинают говорить о том, о чем было трудно говорить и в тоже время невыносимо молчать».

Кадры со стальными нервами

Не менее важным направлением в работе психологической службы является сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы. Оно начинается ещё при отборе кандидатов на службу, в период адаптации, и продолжается до конца службы. Ведь работа сотрудников колоний – это ежедневное взаимодействие заключенными, и в связи с этим – стресс. Об этом подробнее рассказала начальник психологической службы УФСИН России по Ульяновской области подполковник внутренней службы Оксана Тюрина. 

В ходе визита в ИК-4 начальник психологической лаборатории Дмитрий Гусев продемонстрировал комплекс психофизиологических приборов, которые используются в учреждении по работе с сотрудниками уже около трех лет.  Это очки «Гармония», массажная накидка, «Плазма-250» и люстра Чижевского. Всё это, по словам Дмитрия Гусева, в совокупности гармонизирует и создает определенную ауру в коллективе колонии.

«Существует график, в соответствии с которым сотрудники любого отдела и службы могут прийти в психологическую лабораторию. Чаще всего занятия проводятся группами, но бывает, что человек приходит один, так как возникают различные жизненные ситуации, – сказал Дмитрий Гусев. – До приобретения приборов мы использовали традиционные методы в психологии – психотерапию, арт-терапию, песочные терапии. Порядка 10 лет используется автоматизированная программа «Психометрика эксперт», которая позволяет обсчитывать диагностические методики и выдавать более достоверные результаты. Начиная с 2013 года в нашу область и в лаборатории начали закупать приборы психофизиологической коррекции. Данное оборудование имеет широкий диапазон, варьируется в стоимости и оснащении. У нас один из видов, в других областях и регионах есть совсем иные приборы психофизиологической коррекции, но в совокупности они носят тот же самый характер и выдают тот же результат».

О результатах работы с сотрудниками свидельствуют исследования социально-психологического климата в коллективе. Они расписываются в течении полугода по каждому отделу. «На конец каждого полугодия мы выводим анализ общей атмосферы, который уже доводится непосредственно до руководства учреждения. В связи с этим разрабатывается план оптимизации по гармонизации психо-эмоционального и социально-психологического климата в каждом коллективе, – рассказал Дмитрий Гусев. – Личный состав, который заступает на службу, в караулы, мы контролируем каждый день. Могу сказать, что по результатам исследований в ИК-4 всегда царит стабильная атмосфера».

 

 

Елена Нестерова