Яндекс.Метрика
Пищевая и перерабатывающая промышленность региона вошла в число лидеров развития экономики Ульяновской области
8:4314 марта 2017

В ходе заседания Совета по Доктрине продовольственной безопасности региона генеральный директор ОАО «Молочный завод» Роман Коржов доложил губернатору Сергею Морозову о ситуации, которая существует в пищевой промышленности региона. Он отметил, что отрасль производит продукцию повседневного спроса, а потому динамично развивается. Вместе с тем, есть и проблемы. Это, прежде всего, снижение покупательской способности населения. В 2015 году оно составляло 2,5%. В минувшем году спрос сократился ещё на 2%.

Идёт активное внедрение на рынки и прилавки контрафактной продукции, особенно молочной. При её производстве животные жиры заменяются на более дешёвые растительные. Такая замена делает продукцию неконкурентоспособной по ценовой составляющей. Ещё одной причиной является труднодоступность кредитных ресурсов, которая не позволяет эффективно проводить модернизацию оборудования и развивать производство. Сказывается недостаток, а в иных случаях и острый дефицит сельскохозяйственного сырья по некоторым позициям, необходимого для загрузки производственных мощностей, а также обеспечения собственной рентабельности, как условия экономического выживания.

Тем не менее, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности не просто выживают в нынешней ситуации, но и наращивают объёмы. Если взять производство пищевой продукции в 2010 году за 100%, то к 2016 году оно составило 165%. Что делает отрасль одним из лидеров развития экономики Ульяновской области.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации установлены критерии для ряда основных продуктов питания, производимых в каждом конкретном региона. Для пищевой промышленности это сахар и растительное масло, которые должны составлять не менее 80% от объёмов потребления. По этим позициям ситуация в Ульяновской области стабильна. Годовое потребление сахара составляет 50 тысяч тонн при производстве в 70 тысяч. Потребление растительного масла держится на уровне 12 тысяч тонн, тогда как его произведено 25 тысяч.

Ситуация с производством других продуктов питания не так однозначна. Взять, хотя бы, отрасль по переработке молока. Она развивается достаточно стабильно. Если в 2013 году по области производилось 318 тысяч тонн молочной продукции, то в 2016 году уже около 400 тысяч тонн. При этом объёмы потребляемой жителями региона молочной продукции составляют 262 тысяч тонн. Налицо перепроизводство. Но вот парадокс. В Доктрине продбезопасности доля производства молочной продукции обозначена на уровне 90% от её общего объёма. Регион с этим заданием справляется.  Но сырья, необходимого для её производства, в Ульяновской области значительно меньше того, что требуется. Говоря иначе, объёмы молока, производимого на территории региона, не покрывают потребности перерабатывающих предприятий. В 2016 году валовой объём надоев молока составил 211 тысяч тонн, из которых 50%, не попадающих на перерабатывающие предприятия, приходится на ЛПХ. Расчёты показывают, что всего 100 тысяч тонн молока-сырца попадает в переработку.

Есть небольшие сельхозкооперативы, которые собирают молоко от населения и поставляют его на перерабатывающие предприятия. Но это мизерные объёмы. Не удивительно после этого, что добрую половину сырья на перерабатывающих предприятиях составляет привозное молоко. Его везут из Чувашии, Мордовии, Татарстана и даже Кировской области. И всё бы ничего, но в последнее время возникают проблемы с заключением договоров на поставки молока-сырца. Этому есть свои причины. Так, например, Татарстан, который всегда являлся для Ульяновской области донором молока, активно развивает собственную переработку. При этом активно использует административный ресурс, вплоть до введения ограничительных мер по вывозу молока с подключением к процессу ветеринарных служб и органов ГИБДД. В Ульяновской области, соответственно, начинают возникать риски снижения объёмов молочной продукции по причине дефицита молока-сырца. Выход в интенсивном развитии молочного животноводства с целью увеличения объёмов молока непосредственно в регионе.

Пищевая отрасль не ограничивается только переработкой молока. Поэтому есть необходимость рассматривать на заседаниях Совета и другие важные направления, например, развитие крупяной отрасли. Здесь нет проблем с производством гречневой крупы. А вот овсяные хлопья «Геркулес» у нас почему-то не производят, хотя они пользуются спросом у населения, широко применяются в детских дошкольных учреждениях, рекомендуются в больницах.

Подсолнечное масло, как известно, используется для производства майонеза. В соседних регионах этот продукт выпускают, у нас, опять же, нет. Хотя перепроизводство подсолнечного масла налицо. В таком случае важными видятся переговоры с производителями майонеза на предмет использования ульяновского масла и с оставлением на нашей территории некоторой доли прибыли по переработке.

«Понятно, что специализация пищевых производств различна, – говорит Роман Коржов. – Все вопросы можно рассматривать только с участием профильных производителей. Поэтому, как и прежде, к каждому из них будет практиковаться индивидуальный подход. Останется в практике коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Считается оптимальной выработка согласованных предложений с вынесением их на заседания совета доктрины по продовольственной безопасности региона».

Виктор Никитин