Яндекс.Метрика
Николай Максимов: «Люди хотят воевать и уверены в победе»
12:2608 мая 2017

В канун Дня Победы в нашу редакцию обратился военный пенсионер, полковник Николай Николаевич Максимов. Многие годы он по крупицам собирал историю жизни своего отца, военного летчика, уроженца Симбирской губернии Николая Ивановича Максимова.

Сегодня мы публикуем выдержки из его книги об отце.

«Мой отец, Максимов Николай Иванович, родился 5 декабря 1905 года в селе Старая Зиновьевка Карсунского уезда Симбирской губернии. В 1914 году поступил и до 1917 года учился в начальной школе в Симбирске. В 1918 году оставил учёбу, чтобы помогать семье, и поступил рассыльным в Ульяновский суконный трест, где работал до 1920 года. В это время в Поволжье начался голод, отец отправился на Украину за хлебом, но по дороге заболел брюшным тифом. Долгое время болел в Брянске, а затем в Конотопе, но всё-таки выжил. После выхода из больницы пристал к беспризорным и только в 1922 году возвратился в Ульяновск. Вновь начал учиться, но уже в школе 2-ой ступени. Из-за плохих отношений с отцом и мачехой бросил учёбу, ушёл из семьи и уехал к двоюродному брату в город Новгород-Северский Черниговской губернии. Там начал работать резчиком кирпича на Шатрищенском кирпичном заводе. Осенью того же года поступил на сахарный завод в Хуторе-Михайловском и работал там пробельщиком сахара. Осенью 1925 года с группой рабочих был переведён на открывающийся сахарный завод в Москве. Осенью 1926 года райкомом комсомола направляется для учёбы в Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинград, которую окончил в 1927 году. После чего с 1927 по 1929 год продолжает учёбу в 1-ой Военной школе лётчиков имени Мясникова (Кача).                

После окончания школы отец получает назначение на должность младшего лётчика 3-ей авиаэскадрильи войсковой части № 1558 в г. Киев.

Окончив 3-х месячные аэронавигационные курсы, стал командиром звена, затем временным командиром отряда и начальником аэронавигационной службы авиаэскадрильи.

На первых порах, однако, служба проходила не очень гладко, о чём свидетельствует характеристика, подписанная ответственным секретарём коллектива ВКП (б) В. Судцом (впоследствии маршалом авиации, а тогда командиром звена), в которой отмечаются «недостаточно развитые волевые качества, явившиеся причиной получения ряда взысканий от командира бригады, и болезненное реагирование в отдельных случаях на различные трудности в практической работе».  

 В конце 1932 года, когда отец сдаёт экзамены и поступает на эксплуатационный (инженерный) факультет Военно-Воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

Учёба в академии отцу вначале даётся нелегко. Безусловно, сказывалась слабая общеобразовательная подготовка. Особенно трудно давалась математика. После второго курса отец пишет рапорт с просьбой перевести его с инженерного факультета на командный, мотивируя свою просьбу трудностями учёбы и желанием после окончания академии продолжить лётную работу. Однако командование не удовлетворяет его просьбу, отмечая, что «общая подготовка его вполне отвечает требованиям учёбы на инженерном факультете, что учебный материал прорабатывает хорошо и без особых трудностей, учебной задолженности нет, а по своим качествам и успеваемости в учёбе т. Максимов будет хорошим инженером-командиром, и перевод его на командный факультет нецелесообразен». Таким образом, отцу пришлось заканчивать инженерный факультет.

Однако лётную работу он не прерывал, организовал в академии парашютную секцию, много прыгал сам с парашютом (стал инструктором парашютизма) и в своё свободное время продолжал летать на различных типах самолётов.

Итоги обучения в академии подводит его выпускная аттестация. Вот выдержки из неё.

«… До поступления в академию окончил лётную школу и работал лётчиком, командиром звена, и.о. командира отряда. Стремясь к лётной работе, не прерывал лётной практики и, будучи в академии, использовал для этой цели весь свой досуг. Всесторонне развит хорошо. Имея до академии очень невысокую подготовку, личным упорством в учёбе добился хороших результатов и вышел в ряды сильных слушателей. Трудолюбив, настойчив и организован. Человек твёрдой воли, решителен, инициативен. На практике показал умение организовать людей и руководить ими. Имеет налёта около 600 часов, из них около 100 часов – ночного. Самостоятельно летал на следующих машинах: Р-1, У-1, У-2, «Фоккер Д-7», «ФоккерД-11», «Мартинсайд», И-3, И-5, Р-5, ТБ-3. Склонен к лётно-испытательной или строевой работе. Здоров, вынослив, физически развит хорошо. С товарищами жил и работал хорошо, дружно. Скромный и отзывчивый товарищ. Дисциплинирован отлично. Имеет 5 поощрений, взысканий нет. Выдержанный и тактичный товарищ. Политически подготовлен хорошо. Над повышением марксистско-ленинской подготовки работает систематически. Морально и политически устойчив. Социалистической Родине предан.

Вывод:1) достоин военного звания “майор”,

             2) может быть использован в мирное и военное время:

             а) инженером-лётчиком в НИИ ВВС;

             б) командиром полка.

Начальник курса     полковник   Быстров. 24.10.38г».

Далее приписка комиссара факультета – полкового комиссара Вялова:

«В военное время может быть использован как командир бригады».

Военному инженеру 2 ранга Максимову Николаю Ивановичу предлагается отправиться в распоряжение начальника НИИ ВВС для прохождения дальнейшей службы. Время прибытия – 2 января 1939 года. Начинался новый этап жизни и службы отца.

Отец попадает в отдел испытаний самолётов-истребителей на должность помощника ведущего инженера с одновременным выполнением должности лётчика-испытателя.

Судя по личному делу и архивным документам, дела у отца в НИИ ВВС пошли неплохо. Он в числе лучших лётчиков-испытателей допускается к полётам на скоростных самолётах днём, а затем и ночью, принимает активное участие в испытаниях различных самолётов, получает благодарность от командования за отличные и хладнокровные действия в аварийной ситуации, возникшей в полёте, и спасение машины.

Позже был назначен от НИИ ВВС ведущим инженером по самолёту И-26 Яковлева и его лётчиком-испытателем».

Как пишет Николай Николаевич, самолет был, сырой, его испытания раз за разом заканчивались провалом, одна из комиссий, состоящая из специалистов НКАП, ВВС и НИИ ВВС, по выявленным и не устранённым дефектам самолёта И-26 конструкции Яковлева, насчитала 114 дефектов!

«В конце января 1941 года в одном из авиаполков произошло чрезвычайное происшествие, повлекшее большое число жертв. На разборе этого ЧП присутствовал Сталин и выступил с разносной речью. В ней он, в частности, указал на существование неких внутренних причин происшествия. Тотчас в структуре Народного Комиссариата Обороны было создано, так называемое, 3-е Управление с задачей искоренять вредительство в Красной Армии. Его начальник – комиссар госбезопасности 2 ранга Михеев, имел права начальника Главного Управления наркомата обороны.

По результатам работы комиссии был издан приказ НКО № 0032 от 31 мая, 41 года, благодаря которому начальник НИИ ВВС генерал-майор Александр Филин был арестован, а 14 наиболее квалифицированных работников были отстранены от своих должностей, «как не соответствующие своему назначению». В их числе оказался мой отец и другие ведущие инженеры, принимавшие участие в испытаниях яковлевских самолётов, и чьи подписи стояли под актами, фиксировавшими, что эти самолёты испытаний не выдержали.      

Приказ был сфабрикован, отличался тенденциозностью и явно носил заказной характер.       

Работая в архиве, я так и не нашёл больше никаких документов, подтверждающих служебное несоответствие отца занимаемой им должности. Наоборот, испытывая 26 мая 41 года самолёт Як-1, отец успешно выходит из аварийной ситуации. Когда на высоте 5000 метров отказал мотор, он сумел спасти машину, посадив её с неработающим мотором. А несколько ранее за успешное проведение испытаний был награждён денежной премией в 10000 рублей. Итак, 26 мая он спасает аварийный самолёт, а 31 мая считается не соответствующим своей должности».

26 июня 41 года мы с мамой провожали отца на фронт. Согласно приказу, отец был назначен заместителем командира 292 истребительного авиаполка (ИАП) в Одесский военный округ. Полк должен был располагаться на аэродроме с условным названием «Лейпциг». Должен был, но не располагался потому, что на тот момент полк существовал только на бумаге.

В итоге отец оказался заместителем командира 248 ИАП. В его составе он принимал участие в боях за Ростов. К этому времени относятся и сохранившиеся от него письма, в которых он сообщает о своей жизни и участии в боевых вылетах. Он пишет, что часто приходится летать на боевые задания: разведку и штурмовку частей наступающих фашистов, что на его боевом счету немало уничтоженных немцев, что сбил 2 Ме-109, но и его сбили. Приземлился почти на немецкие окопы, но удалось выбраться из горящего самолёта и спрятаться в камышах. Немцы хотя и искали его, но не нашли. Просидел там до темноты, затем выбрался, дошёл до деревни, и какой-то колхозник, спрятав его под соломой, довёз до наших разведчиков. Таким образом, спасся и теперь снова воюет. Умирать не собирается, пока не собьёт ещё нескольких самолётов и не уничтожит, по крайней мере, сотни фашистов. Между прочим, сообщает, что потери в его полку совсем небольшие, плохо только, что самолётов маловато».

В декабре 1941 года Николай Максимов командируется в г. Горький на завод № 21 за новыми самолётами ЛаГГ-3.     

«Мы с мамой и младшим братишкой Шуриком находимся в эвакуации, живём в семье у тёти Маруси, старшей сестры папы, в Ульяновске. Они живут в полуподвальной квартире 2-х этажного старого дореволюционной постройки дома. Квартира состоит из одной небольшой комнаты и кухни. После нашего приезда в описанной квартире стали жить в общем счёте 9 человек.

12 декабря 41 года … я проснулся от крика тёти Маруси: «Колюшка приехал!» Я вскочил и увидел, как в клубах морозного пара появляется фигура, облачённая в тёплую меховую кожанку, унты и лётный шлем. Это был мой папа! Боже, что тут началось! Какая была радость!

Отец рассказал, что по дороге в Горький, поезд остановился в Рузаевке, которая в сотне километров от Ульяновска. Вместе со своим подчинённым, младшим лейтенантом Хариным, семья которого также жила в Ульяновске, они решили заехать навестить свои семьи. Я отчётливо помню момент, когда он, сев за стол, вынул из планшета бланк командировочного предписания, полностью заполненного, со всеми подписями и печатями. В нём нужно было только проставить срок пребывания в отпуске по семейным обстоятельствам. Он немного посидел, подумал и написал – «пять суток».

Эти пять суток у нас в доме был сплошной праздник! Время пролетело, как одно мгновение. И вот уже мама и сёстры идут провожать его на вокзал.

Отец несколько раз останавливался и махал мне рукой, я ему отвечал так же. По мере того, как они уходили, у меня всё больше и больше подкатывался комок к горлу…

Последнюю весточку от него мы получили в виде открытки, датированной 21 марта 42 года и посланной из Воронежа. В ней он сообщает, что побывал в московской квартире, которая подверглась ограблению, что дом законсервирован, и что они улетают на фронт. По прибытии на место адрес сообщит. Больше вестей от него не получали.

В мае 42 года к нам пришла жена Харина с письмом, в котором тот сообщил о гибели отца. На нашу семью обрушилось большое горе. Мама тут же написала Харину с просьбой сообщить подробности. Вот, что он ответил: «Когда мы возвратились из командировки на фронт и стали выполнять боевое задание, в один из дней Николай Иванович повёл пятёрку «ястребков»… Вечером получаем сообщение от командования о том, что они над полем боя, будучи впятером, встретили 18 Ме-109 и завязали бой. Дрались храбро, сбили 8 мессеров, но вследствие большого численного преимущества, противнику удалось и наших сбить. В этом неравном бою погибли смертью храбрых Николай Иванович и комэск Пигалицын.

Упали они на нашей территории и были похоронены нашими наземными войсками. Нам похоронить Николая Ивановича не удалось, так как находились в 80 км от поля боя».       

Иван Степанович Харин сам погиб 22 июня 42 года в воздушном бою.

Работая в архиве, я нашёл наградной лист отца. Вот, что в нём сказано: «Максимов Николай Иванович летает с 1928 года. Окончил Военно-воздушную академию, до начала Отечественной войны работал лётчиком-испытателем НИИ ВВС Красной Армии. С первого дня войны находился всё время в действующей армии. Имея огромный лётный опыт и отличное знание лётной части, все свои знания и опыт передавал личному составу. Отличный организатор, храбрый и инициативный в бою, своим личным примером воодушевлял своих подчинённых. Имеет 120 боевых вылетов, из них 26 штурмовок. Во время действий полка в 56 Отдельной армии в воздушных боях сбил два самолёта противника типа Ме-109. 23.03.42г. в воздушном бою при прикрытии наземных войск, проявил исключительную храбрость и отвагу. Будучи ведущим пяти ЛаГГ-3, повёл свою пятёрку против 20 самолётов противника. Бой продолжался около 30 минут. Сам лично сбил один Ме-109, защищая своих товарищей, погиб смертью храбрых, как истинный сын советского народа, как преданный большевик Партии Ленина-Сталина. Командование полка ходатайствует о награждении посмертно т. Максимова Н.И. орденом «Красное Знамя».

В письме Харина было указано место захоронения – село Хотомля Харьковской области. Сразу после освобождения этого района мама послала туда письмо. Однако ответили, что о захоронении отца ничего не известно. В 1983 году, будучи в командировке в Харькове, я отправился в Хотомлю. В сельсовете мы застали двух женщин, которые, выслушав, с чем мы приехали, рассказали, что к 30-й годовщине Победы пришло указание собрать останки из индивидуальных захоронений в одну общую братскую могилу и поставить над ней обелиск с фамилиями погибших. Эти списки у них имеются. Но, просмотрев их, фамилию отца там я не нашёл. Всего в списке было 89 человек. Когда я спросил, сколько же на самом деле похоронено в братской могиле, получил ошеломляющий ответ – примерно 5000 человек! И это за небольшую украинскую деревню?! На вопрос, почему нет фамилий остальных, получил следующий ответ. Оказывается, большинство погибших приходится на время, когда в селе никого не было, а именно, на весну 42 года. Произошло вот что.

Немецкие офицеры решили встретить новый 1942 год в местной школе. Про это узнали партизаны и совершили на неё налёт. Кого поубивали, кого увели в плен. Через день нагрянули каратели. И вот что удивительно! Выгнав всех жителей из изб, они сожгли село, однако никого при этом не убили, и уехали. Оставшись без жилья, селяне разбрелись по знакомым и родственникам в других сёлах. В Хотомле же так никто и не жил до самого её освобождения.

На мой вопрос, откуда стали известны фамилии 89 человек, получил ответ, что это сообщили родственники погибших, в извещениях у которых было указано место захоронения – Хотомля. И если в извещении о гибели отца это указано, то и его фамилия будет выбита на обелиске. Для этого надо прислать в сельсовет копию извещения. На этом и договорились.

Чтобы закончить разговор об отце, привожу выписку из его учётно-послужной карты, в которой отражена вся его воинская служба.

09.1926г. – курсант Военно-теоретической школы Л.В.О.;

12.1927г. – курсант 1-ой Военной школы лётчиков им. Мясникова (Кача);

12.1929г. – младший лётчик 3-ей авиаэскадрильи К.В.О.;

08.1931г. – младший лётчик 73 авиационного отряда;

05.1932г. – командир звена 3-ей авиаэскадрильи К.В.О.;

05.1932г. – начальник аэронавигационной службы 3-ей авиаэскадрильи;

06.1932г. – временный командир отряда 3-ей авиаэскадрильи;

01.1933г. – слушатель инженерного факультета ВВА им. Жуковского;

09.1934г. – слушатель Военных парашютно-десантных курсов;

13.12.1938г. – помощник ведущего инженера НИИ ВВС КА;

09.01.1941г. – ведущий инженер 3 отделения 3 отдела НИИ ВВС КА;

приказом НКО № 0032 от 31 мая 1941 года отстранён от занимаемой должности как не соответствующий своему назначению;

25.06.1941г. – заместитель командира в/ч 2707 по эксплуатации ОДВО;

05.10.1941г. – заместитель командира 292 ИАП по эксплуатации;

20.03.1942г. – заместитель командира 248 ИАП.

23.03.1942г. сбит в воздушном бою.

Когда отец погиб, ему было 36 лет. И, парадокс системы, в которой он жил! Она позволила простому рабочему пареньку, не очень грамотному, без связей и чьей-либо помощи получить хорошее военно-инженерное образование, стать прекрасным специалистом, беззаветно преданным своей Родине, своему делу. Я помню слова отца, сказанные маме, когда мы с ней провожали его на фронт: «Талюша, если со мной что-нибудь случится, наше государство не оставит тебя в беде, поможет воспитать детей, позаботится о них и о тебе».