Ульяновск, 15°C
58.06 Р
69.17 Р
Марк Сартан: «Мы против отбора по способностям». Эксперты рассказали, как будет организована школа в Технокампусе
11:1217 Июля 2017

В последнее время всё чаще можно слышать, что в скором времени в Ульяновске появится уникальная школа, где чуть ли не с первого класса дети будут изучать нанотехнологии и предпринимательскую деятельность. За подробностями ИА Media73 обратилось к людям, ответственным за создание в городе нового учебного заведения. На вопросы ответили руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан и руководитель Агентства технологического развития Ульяновской области Вадим Павлов.

– «Школа в Технокампусе» станет частью проекта «Технокампус 2.0 – Технологическая долина – Сантор». Для начала хотелось бы пояснить, как они будут соотноситься друг с другом? Какова внутренняя структура и задачи?

– Вадим Павлов: В прошлом году началась работа над большим системным проектом Технокампус, целью которого является создание новой модели экономического роста региона. Модели, которая будет опираться, в первую очередь, на высокотехнологичные быстро растущие компании, создающие большую добавленную стоимость и, соответственно, с высокой заработной сотрудников. Задача – доля инновационных компаний в валовом региональном продукте к 2030 году должна составить 20%. Именно эти компании должны обеспечить опережающие, выше среднероссийских, темпы развития экономики региона. В рамках решения этой задачи сформирован приоритетный региональный проект «Инновационный кластер». Ядром этого проекта является Технокампус – экосистема технологического предпринимательства, в которую войдут и сами высокотехнологичные компании, институты развития и новая система подготовки и повышения квалификации кадров. Необходима радикальная трансформация образовательной модели. Ключевым элементом станет проект новой школы – «Школы в Технокампусе». 

– Марк Сартан: Ульяновские коллеги в процессе разработки проекта Технокампуса поняли, что такой серьёзный проект не может обойтись без интегрированного образовательного комплекса, состоящего из школы, детского сада и вуза. И для разработки концепции школы они обратились к нам.

– А как будет физически выглядеть Технокампус?

– В. Павлов: Инфраструктурно это будет комплекс зданий, расположенных на территории индустриальной зоны «Заволжье». Рядом с Технокампусом, на берегу Волги проектируется жилой посёлок, в котором будет находиться сама школа.

– Вадим Вячеславович, есть ли в работе какие-то другие проекты, помимо Технокампуса?

– В. Павлов: Конечно есть. Большинство из них направлены на создание, поддержку и развитие технологического предпринимательства. Например, проект «Точка Кипения» – это коммуникационная площадка, на которой будут встречаться экспертные сообщества, предприниматели. Там будут проходить образовательные мероприятия, рассчитанные на взрослую и детскую аудитории. Например, дальнейшее развитие замечательного проекта- детского технопарка «Кванториум». 

– Вадим Вячеславович, вы стали заниматься этим проектом в феврале этого года, когда возглавили агентство технологического развития. В чем заключается ваша работа? Что на данный момент достигнуто?

– В. Павлов: Ранее я был и.о. министра развития конкуренции и уже тогда был вовлечён в деятельность по реализации этого проекта. И сейчас большая часть времени посвящена работе над проектом Технокампуса. Здесь и разработка нового нормативного регулирования, например, совместно с коллегами из министерства развития конкуренции и экономики региона законопроекта «О некоторых мерах поддержки технопарков в Ульяновской области». И разработка программ кооперации региональных и ведущих мировых технологических вузов, реализация в регионе проектов Национальной Технологической инициативы, формирование системы привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, в том числе и для комфортного проживания резидентов, учёных, разработчиков. Отдельное направление связано с привлечением учёных, специалистов и инвесторов из других регионов и стран. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для строительства первого этапа Технокампуса. Агентство активно работает с международными архитекторами, имеющими успешный опыт проектирования технопарков, чтобы здания были максимально функциональными и недорогими при строительстве и дальнейшей эксплуатации. Работы очень много, поэтому я приглашаю к сотрудничеству всех, у кого есть интерес к нашим проектам.

– На какой стадии находится законопроект «О некоторых мерах поддержки технопарков в Ульяновской области»? О чём в нём говорится?

– В. Павлов: В первую очередь, он касается поддержки компаний-резидентов технопарка. Это комплекс мер поддержки: здесь и налоговые льготы, и целевые субсидии, и консультационная и экспертная помощь компаниям, решившим вести деятельность в Технокампусе. 

– Вернемся к школе. Каким образом всё это будет реализовано? На какие мировые и российские практики опирается проект, и чем принципиально отличается школа в Технокампусе?

– М. Сартан: Мы взяли за основу принципы деятельностного образования, это общемировая практика и классика российской педагогики. Опираемся и на федеральный государственный образовательный стандарт в плане индивидуализации образования и полноты образовательных результатов. Но будем использовать и свои методики – в частности, дадим учащимся возможность попробовать себя во всех базовых ролях технологического предпринимательства: исследователь, разработчик, технолог, коммерсант и предприниматель. И главное – постановщиком образовательных задач для школы станет сам Технокампус, его повседневная производственная и предпринимательская деятельность.

– Когда планируется полностью запустить школу?

– В. Павлов: 7 июля мы представили губернатору Сергею Морозову и экспертному сообществу образовательную концепцию школы – она была единогласно принята и утверждена. Сейчас идёт работа над проектированием образовательных программ и их пилотированием. С 1 сентября 2018 года мы запустим пилотную апробацию в некоторых классах уже существующих Ульяновских школ. И в этих же классах попробуют свои силы педагоги, которых в дальнейшем будут работать в новой школе. Сама школа в Тенокампусе будет построена и начнёт свою работу 1 сентября 2019 года.

– М. Сартан: Стоит также отметить, что сейчас пройден очень важный этап – разработана подробная концепция будущей школы. Теперь мы точно знаем – какую школу мы хотим получить от идеального конечного результата, до приоритетов образовательных программ всех уровней. У нас есть всё, вплоть до понимания, как надо организовать учебное пространство. Осталось собрать коллектив, построить здание и запустить школу.

– Внёс ли губернатор коррективы в концепцию школы после презентации проекта?

– М. Сартан: Необходимости в коррективах не было, мы разрабатывали проект практически плечом к плечу с губернатором Сергеем Морозовым. Он был в курсе всех изменений на каждом этапе разработки.

– Система работы школы сильно отличается от привычной системы образования, соответственно, и педагоги должны быть подготовлены как-то иначе. Как это будет происходить?

– М. Сартан: Учителей будем брать из обычных школ и вузов, просто им придётся пройти переподготовку в соответствии с нашей концепцией. Будем поручать им разрабатывать собственные образовательные программы. Аналогичную работу мы уже больше 2 лет проводим в Иркутске. И результат этот работы заметен на уровне всего региона. У российских учителей огромный потенциал и желание работать. Главное, им в этом помочь.

– В. Павлов: Мы ведём активную работу с УлГПУ, с экспертным сообществом. Кто-то из будущих педагогов школы уже включается в образовательную деятельность, например, работая в детском технопарке «Кванториум». 

– Кто сможет учиться в школе в Технокампусе? Будут ли какие-то экзамены для поступления? Планка высока, будете отбирать вундеркиндов?

– М. Сартан: У нас есть жёсткая позиция – мы против отбора по способностям. Все дети талантливы, задача учителя – этот талант раскрыть.

– Для кого будет доступно обучение? Оно будет бесплатным?

– В. Павлов: Обучение в школе будет доступно всем желающим учиться в этой школе. Модель предполагает, что дети будут получать гранты на оплату своей учебы. Грантовая поддержка будет оказываться как регионом, так и компаниями, которые заинтересованы в новых сотрудниках. Конечно, если родители состоятельные, то оплачивать обучение они будут сами. Эта модель успешно работает в мире. 

– Обучение, предметы будут связаны только с технологическим предпринимательством? Сможет ли учиться в такой «умной» школе ребенок, проявляющий художественные наклонности?

– М. Сартан: Вы знаете, предпринимательская деятельность невозможна без критического мышления. Любой поиск, разработка, изыскание – творческая работа, будь то поиск клиента, ниши для нового продукта или решения технической задачи. А творческие способности и критическое мышление лучше всего развиваются при изучении гуманитарных наук и художественных дисциплин. Поэтому ребёнок, проявляющий художественные наклонности, будет иметь даже некоторое преимущество. Кроме того, среди приоритетов разработанной образовательной концепции школы в Технокампусе образно-художественное моделирование мира стоит в одном ряду с углубленным преподаванием экономических курсов и дисциплин, интенсивным изучением иностранных языков, а в старших классах с прикладной математикой и информатикой.

– Не будет ли у выпускников проблем с ЕГЭ? Как они будут сдавать экзамены? Смогут они поступить в другой российский вуз, кроме того, который будет относиться к Технокампусу? Будут ли выпускники связаны какими-либо обязательствами с Технокампусом?

В. Павлов: Концепция школы предполагает интеграцию в работу Технокампуса. Дети будут участвовать в работе компаний-резидентов. Планируется что в Технокампусе будет университет, который станет ядром знаний и источником генерации стартапов. Требований поступления в университет, конечно же, не будет. Образовательные программы будут таким образом спроектированы, включены в деятельность компаний Технокампуса, что будет интересно продолжать обучение здесь же! Ценности кооперации, вовлечённости и приверженности региону являются одними из базовых в концепции нашей школы, поэтому выпускники школы, как бы не сложилась их судьба, будут созидательно работать на благо Ульяновской области. Технокампус станет частью их жизни.

– М. Сартан: Никаких сложностей с ЕГЭ не будет. Это российская школа, функционирующая в рамках российского законодательства. В любом случае дети будут сдавать ЕГЭ и получат возможность поступить в любой вуз. Другое дело – захотят ли они? После нашей школы учиться в вузе, не относящемуся к Технокампусу, будет скучно и неинтересно.

– Сегодня мы много говорили о создании образовательного комплекса, экосистемы. Когда можно ожидать запуска детского сада и университета? Как будет организован вуз – как отдельное учреждение или кафедра?

– В. Павлов: Безусловно, рядом с школой будет построен детский сад, и там же будет находиться университет. Мы постоянно работаем с мировыми экспертами в области образования и прорабатываем с ними вопросы организации обучения. На данный момент мы рассматриваем разные варианты организации вуза. 

 

Беседовал Вадим Романов