Ульяновск, -1°C
0 Р
0 Р
Крещение Руси: от язычества к христианству
9:0228 Июля 2017

Сегодня, 28 июля, отмечается 1029-летие крещения Руси и День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.   

Ряд историков и экспертов считают установленным тот факт, что князья Аскольд и Дир с боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в середине 860-х годов. По другим источникам – во времена Василия I (867 – 886 годы) и патриарха Игнатия (867—877 годы). Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым, крещением Руси.

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство, стала княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Произошло это в 957 году. Называются и другие даты, но эта более аргументирована. Дело в том, что в 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении получила имя Елена. Есть мнение, что о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной. Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников и вовсе были убиты.

Археологии тоже подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли посланцы от Римского папы. Они заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию». Однако Владимир отослал их обратно: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. Князь знал, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом. Он спросил посланцев, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, немцев и греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Историки полагают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Он открывал перспективы для дальнейшего военного и экономического роста.

Как бы там ни было, но согласно «Повести временных лет» в 6496 году от сотворения мира, то есть приблизительно в 988 году нашей эры, киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

После крещения Владимир, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестоких междоусобицах, имевший 6 жён и около 800 наложниц, не чинивший доселе препятствий человеческим жертвоприношениям, преобразился. Он даже вознамерился было ввести неслыханное до сих пор в человеческой истории новшество – отменить смертную казнь для разбойников. Правление Владимира отмечено появлением на Руси благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен. Заботился о пропитании неимущих киевлян. Господдержку получило строительство и украшение храмов. Была открыта первая школа. Началась подготовка русского духовенства. 

Достоверно известно, что крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа, и было связано с очень заметным сопротивлением православной культуре.  Так, например, по Иоакимовской летописи Новгород оказал активное сопротивление введению христианства. Он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни, который приходился братом матери князя Владимира – Малуши и тысяцкого Путяты.

В Ростове и Муроме сопротивление христианству продолжалось до 12-го века. Несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Окончательно жители того же Ростова были крещены епископом Исаией, вошедшим на кафедру в 1078 году.

Исландские саги гласят, что Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Византийская православная культура быстро привилась на Руси. Этому способствовал тот факт, что к тому времени она была уже достаточно «ославянена». Дело в том, что центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Ничего удивительного в том, что самобытная русская письменная традиция быстро развивалась. При Ярославе Мудром (1019 – 1054 годы), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. 

Вместе с тем, принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, которые до того пользовались великокняжеским покровительством. Исследователи полагают, что восстание волхвов во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 и 1071 годах сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами исключительно с целью навести порядок в подвластных ему областях. А убийство волхва в Новгороде в 1070-х годах дружиной князя Глеба было совершено в ходе религиозного конфликта, который переплетался с борьбой против власти Киева.

Но даже в этой ситуации уже в Х – ХI веках, помимо Киева, первые епархии Русской Православной Церкви были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде, Юрьеве, Чернигове, Владимире-Волынском.

Споры о переходе Руси в христианскую веру не прекращаются до сих пор. Но никто не отрицает, что такой переход оказал на дальнейшее развитие государства благотворное влияние. Новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные племена в единый народ. Жителей Руси перестали считать варварами и стали принимать на равных с другими европейскими государствами. Крещение Руси стало событием, которое предопределило развитие культуры всех восточнославянских народов. 

«Время, – отмечает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, – подтвердило правильность выбора. Отказ от язычества дал мощный импульс развитию Руси. Ценности Православия сплотили весь народ, всё государство.

Христианские традиции были основой уклада жизни Симбирской губернии, которую можно было назвать обителью сотен храмов и монастырей. В канун Первой мировой войны в нашей епархии насчитывалось 890 приходов.

Сегодня на симбирско-ульяновской земле мы снова видим подъём веры, возвращение к главным ценностям Православия. Ближайшие годы мы объявили в регионе Десятилетием доброты.

После почти века отступления от веры, в 1989 году, на всю Ульяновскую область действовало 9 приходов. Но спустя всего лишь одно десятилетие их было зарегистрировано уже 100. Сейчас в регионе насчитывается 237 храмов и часовен. Из них 191 действуют, 10 восстанавливаются, 36 строятся. В 2015 году открыт Спасо-Вознесенский собор, великое освящение которого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 2017 году Ульяновская область отмечает юбилейные даты: 465-летие со дня совершения первого богослужения на территории нашего региона с участием царя Ивана Грозного и 185-ю годовщину создания Симбирской епархии Русской Православной Церкви. Уверен, что они дадут новый виток духовному развитию нашего края».

Виктор Никитин