Яндекс.Метрика
Герой Иван Аверьянов: запоздалая награда
9:2611 сентября 2017

Указом президента России от 15 апреля 1995 года бывшему командиру штурмовой авиационной эскадрильи гвардейского штурмового авиационного полка 17-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, майору в отставке, жителю города Ульяновска Ивану Васильевичу Аверьянову было присвоено звание «Герой Российской Федерации». Звезду Героя он ждал полвека, потому что был представлен к ней в далёком 1945 году.

Родился будущий герой 23 сентября 1920 года в городе Ейске, ныне Краснодарского края, в семье железнодорожника. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Ульяновск и остался в нём навсегда. Когда подрос, окончил семилетнюю школу, затем – ФЗУ при машиностроительном заводе имени Володарского. По окончании учёбы работал на заводе слесарем, затем был назначен бригадиром.

Сам он об этом говорит так: «До войны я работал на заводе имени Володарского бригадиром слесарей. В 1937 году по призыву Ленинского комсомола «Дадим стране 150 тысяч лётчиков» с тремя своими друзьями поступил в Ульяновский аэроклуб. После его окончания учился в Энгельсском авиационном училище Саратовской области. Но началась война, и я получил направление в Краснодарское лётное училище для дальнейшей учёбы. Там готовили лётчиков на самолёты-бомбардировщики.  Когда фашисты начали бомбить город, училище перебазировалось в Азербайджан на аэродромы Степанакерта, Агдама, Кировабада.

В 1942 году по распределению наш лётный состав попал в город Тамбов в 1-й отдельный тренировочный авиаполк для переучивания на самолёте – штурмовике Ил-2. Лишь после этого, 21 апреля 1943 года, нас отправили на фронт, в 110-й гвардейский авиационный полк в город Старобельск, аэродром Бутово, где мы приступили к тренировочным полётам. Затем уже началась боевая работа.

Помню, 6 июля 1943 года на шестом вылете, это было на Курской дуге в Белгородском направлении, мой самолёт сбила артиллерия противника. Снаряд попал в масляный бак и мотор заглох. Мы приземлились на свою территорию, в полутора километрах от линии фронта, причём, на «брюхо», с убранными шасси. При посадке меня облило маслом с ног до головы, а мой воздушный стрелок был ранен. До своих мы добрались на попутках. И через некоторое время снова приступили к работе».  

Запомнился Ивану Васильевичу день 19 ноября 1943 года. При штурме немецких автомашин и танков в районе Авдотьевки в первом же заходе прямым попаданием снаряда было выбито бронестекло кабины самолёта. Осколки ранили лётчика в лицо. Кровь стала заливать лицо и глаза, но Аверьянов продолжал делать заходы на цель и бить гитлеровцев. В этом бою он уничтожил 5 автомашин, полтора десятка вражеских солдат и поджёг боеприпасы. А всего за время участия в боевых действиях, совершил 115 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Огнём и бомбами уничтожил 11 танков, 26 орудий, 50 автомашин, 2 склада боеприпасов, 22 железнодорожных вагона.

1944 год Аверьянов встретил уже не простым лётчиком, а заместителем командира эскадрильи по лётной подготовке и штурманом самой эскадрильи. «За период военных действий на фронтах Великой Отечественной войны, – читаем в наградном листе Ивана Васильевича, – произвёл 115 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 с боевым налётом 122 часа по уничтожению оборонительных сооружений противника, аэродромов, переправ через водные рубежи, срыву оперативных перевозок, уничтожению живой силы. В каждом из своих вылетов Иван Васильевич Аверьянов показал высокое мастерство штурмовых бомбардировочных ударов по живой силе и технике врага, а также высокую организованность, дисциплину и беспредельную преданность Родине».

В его послужном списке воздушные сражения на Степном и 1-м Украинском фронтах. Участие в Курской битве, в освобождении Украины, Молдавии, Польши, Чехословакии, в боях на территории Германии. За сравнительно короткое по военным меркам время он стал дважды кавалером орденов Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалей.

В 1945 году представлялся к званию Героя Советского Союза, но награжден не был...

После войны остался служить в Военно-воздушных силах СССР в звании майора. Летал на реактивных самолётах. Командовал эскадрильей. В 1957 году ушёл в запас. Но связи с небом не терял. Работал начальником штаба Ульяновского аэроклуба, затем начальником отдела кадров учебного аэроцентра.

Высочайшая награда, как мы уже говорили, спустя полвека нашла боевого лётчика. «Поздно, – ответил он при вручении, – жизнь позади».

Скончался герой 3 ноября 1998 года. Похоронен в Ульяновске на Северном кладбище. В 2001 году проезд Верхний в Железнодорожном районе Ульяновска был переименован в проезд Героя Российской Федерации Аверьянова.

Виктор Никитин