Яндекс.Метрика
Герой Фёдор Жигарин: бесстрашный и скромный воин
14:4018 октября 2017

8 сентября 1943 года старший лейтенант Фёдор Жигарин был удостоен звания Героя Советского Союза. Он совершил 81 боевой вылет, во время которых лично сбил 7 самолетов противника, а его группа уничтожила 67 самолетов на аэродромах, 50 автомашин с войсками, 5 танков и 12 орудий.

Родился будущий герой 21 сентября 1920 года в селе Ольховка ныне Сурского района Ульяновской области в крестьянской семье. Окончил Сурскую среднюю школу. Военным стал рано, в 18 лет уже нёс службу в Рабоче-Крестьянской Красной армии. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. На фронт Великой Отечественной войны попал в феврале 1942 года.

Самым памятным стал для Фёдора Жигарина 1943 год. Именно тогда он был назначен командиром эскадрильи штурмового авиационного полка 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Вступил в партию. Его грудь украсила Звезда Героя Советского Союза. На этот же период приходится боевой эпизод, который войдёт в анналы военной истории фронта.

В один из последних июльских дней 1943 года эскадрилья старшего лейтенанта Жигарина ата­ковала вражеский аэродром. По вспышкам комэск обнаружил зенитную батарею, которая ме­шала нашим самолётам ещё при первом заходе на цель. Меткими ударами лётчик заставил её замолчать. После пятого захода штурмовики взяли курс на свой аэродром, а Жигарин, заложив вираж, решил сделать еще один круг над целью, чтобы убедиться в выполне­нии боевого задания. Внизу догорали 15 вражеских са­молетов: неплохая работа!

Возвращаясь к своим товарищам, комэск ещё издали заметил отсутствие одного штурмовика. Не раздумывая, он повернул к немецкому аэродрому и при подлете уви­дел, как четыре «мессершмита» атаковали наш самолёт. Они зажали его в плотное кольцо, стремясь при­жать к земле и вынудить к посадке в расположении сво­их войск. Штурмовик отстреливался, но силы были явно неравны. В тот момент, когда Жигарин уже был готов броситься на выручку товарища, зажатый в кольцо самолет перевернулся и, густо дымя, стал стремительно падать...

В стремлении отомстить за погибший экипаж Жигарин пошел в лобовую атаку на немецкий истребитель, кото­рый находился в середине круга. Летчики, сближаясь, почти одновременно открыли огонь. «Мессершмит», ды­мя, полетел вниз, но гитлеровец все же успел пробить козырек кабины «Ила», и мелкие осколки впились в ли­цо Жигарина.

Положение резко осложнилось. Четыре самолета, словно огромная карусель, закружились над полем, окутанным чёрным дымом. Опасаясь, что его могут подбить снизу, комэск пошел на резкое снижение, а когда выровнял самолет, то увидел перед собой хвост «мессера». Штурмовик ударил по фашистскому истре­бителю из всех пулемётов и пушек, да так, что тот взорвался в воздухе.

Потеря двух самолетов ожесточила гитле­ровцев. Они поочередно стали бро­саться на самолет старлея, обстреливая машину из пу­шек и пулемётов. В кабину его самолёта угодил один снаряд, потом второй. Буквально изрешечённый осколками, с залитыми кровью глазами, ведя самолет только левой рукой, Жигарин змейкой по­шел в сторону своих войск. Огромным усилием воли он заставлял себя не выпускать из руки штурвал, а враги продолжали преследовать теряющую маневренность машину.

Лётчик успел заметить, что один из «мессершмитов» вы­пустил шасси и щитки на крыльях и ринулся на него в атаку, чтобы добить. Но враг не рассчитал, не сумел погасить скорость и пролетел вперёд штурмовика. Собрав оста­ток сил, Жигарин раненой рукой нажал на гашетку пу­лемёта, и трассы полоснули по хвостовому опе­рению «мессера». Вспыхнув, истребитель вошел в што­пор и врезался в землю у переднего края своих войск, а ещё один уцелевший «мессершмит» прекратил преследование.

Почти на бреющем полете комэск повёл штурмовик в сторону зелёного луга. Силы окончательно покинули его. Тяжестью поникшей головы летчик двинул от себя штурвал и его окатил каскад брызг. Самолет упал в мелководное озеро. Его Жигарин, глаза которого были залиты кровью, принял за зеленый луг. Он попытался выбраться из кабины, но не смог: от многочисленных ран, полученных в бою, поте­рял много крови.

После госпиталя комэск вернулся к боевым товарищам в действующую армию. Впоследствии командовал авиационным полком. Участвовал в освобождении от фашистов западных областей Украины, в Берлинской и Пражской операциях советских войск. Его грудь украсили ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, два ордена Красного Знамени, медали «За Победу над Германией», «За освобождение Болгарии».  

После окончания Великой Отечественной войны полковник Жигарин закончил военно-воздушную академию и продолжил службу в рядах Советской армии. С 1954 года, после увольнения в запас, проживал в Ульяновске. 16 ноября 1981 года Фёдор Александрович умер и был похоронен в рабочем посёлке Сурское, где одна из улиц носит его имя.

 

Виктор Никитин