Ульяновск, 5°C
57.57 Р
67.93 Р
День ВВС России: от «Ильи Муромца» до Воздушно-космических сил
11:5012 Августа 2017

12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России. А сама дата явилась основанием для учреждения профессионального праздника пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры — Дня Военно воздушных сил, закреплённого указом Президента России от 29 августа 1997 года. Хотя все праздничные мероприятия, посвящённые этому событию, проводятся в третье воскресенье августа. В 2017 году эта дата выпадает на 20 августа, когда отмечается День Воздушного флота России.

Военно воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Он делился на авиационные отряды по 6-10 самолётов, которые использовались как армейская и морская авиация, разведчики для корректировки артиллерийского огня. Ещё раньше, в 1904 году, в Кучино под Москвой Николай Жуковский создал первый аэродинамический институт, готовивший профессиональных пилотов. Век императорской авиации оказался недолог. Длился он с 1910 по 1917 год. Однако славные страницы в историю отечественной авиации были вписаны именно в эти годы. В 1910 году правительство закупило для вооружённых сил России первые французские самолёты, чтобы начать подготовку пилотов. В 1913 году Игорь Сикорский сконструировал и построил первый четырёхместный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В этом же году легендарный Пётр Нестеров первым в мире выполнил так называемую «мёртвую петлю». А на следующий год выполнил таран. Тогда же русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции полярного исследователя Георгия Седова.

К началу Первой мировой войны Россия лидировала в мире по количеству самолётов – 263 машины. Императорский Воздушный флот был расформирован в 1917 году, после октябрьского переворота. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали. Военно-воздушные силы советского периода были основаны в 1918 году как Рабоче -Крестьянский Красный Воздушный Флот.

Грандиозная индустриализация страны позволила быстро модернизировать боевую авиацию, которая досталась СССР в наследство от императорской России. Уже к концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей конструкторского бюро Поликарпова И-15 и И-16, ласково именуемых «ишачками», а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139. В том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255 машин.

Одновременно с этим резко росло количество учебных заведений ВВС. Повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Они заканчивали сначала аэроклубы, где получали первичный опыт пилотирования, затем военное училище, после чего следовало направление в строевую часть, Гражданский Воздушный флот, Осоавиахим или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Первым серьёзным испытанием «на прочность» для ВВС Красной Армии стала гражданская война в Испании 1936-1939 годов. Там отечественные самолёты часто успешно противостояли новейшим немецким моделям, в частности, впоследствии широко известному «Мессершмит – 109».

К большим потерям привела советско-финская война 1939 года. Достаточно сказать, что ВВС Советского Союза потеряли тогда 627 самолётов различных типов.

Огромный удар по нашим Военно воздушным силам нанесла Великая Отечественная война. Самым рекордным по потерям за всю войну оказался июнь 1941 года, когда внезапным ударом немцы в первый же день боевых действий не дали подняться в небо, захватили и уничтожили более 2 тысяч самолётов при собственных потерях в 35 истребителей. ВВС Советского Союза практически были обескровлены. Восстановление парка боевых крылатых машин шло медленно. В июне 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства крылатых машин вырос вдвое. Но и этого долго ещё было недостаточно.

За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600, в том числе 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков. А также 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

После победы СССР в Великой Отечественной войне советские власти серьёзно задумались над вопросами скорейшей и глубочайшей модернизации ВВС. Началась активная разработка новейшей техники. Стало практикой постоянное совершенствование тактики воздушного боя. В 1947—1950 годах началось серийное производство реактивной техники, которая стала в массовом порядке поступать в Вооружённые силы СССР. Ежегодно на вооружение поступало 400—600 самолётов. К концу 1980-х годов в распоряжении советских ВВС была мощнейшая в мире воздушная база из 10 тысяч самолётов. Ей не было равных в мире по количеству боевых воздушных машин, которые прошли испытание в воздушных боях в небе в небе Кореи, Вьетнама, Европы, Египта, Афганистана.

В 1980-х годах начались разработки истребителя пятого поколения. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца. В декабре 1991 года ВВС были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Российская Федерация получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС. Приходится лишь сожалеть, но 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США. Ещё 8 таких машин были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ. Таким образом, наша страна стала единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией.

Это не спасало положение. В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. Принятые для исправления ситуации меры позволили уже в 2009 году приблизить закупки новой военной авиатехники к показателям закупок авиации советских времен. Начались испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА. 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения было запланировано на 2020 год.

С декабря 2014 года управление, координацию, контроль полётов авиации ВВС осуществляет Национальный центр управления обороной Российской, Федерации.

В 2015 году, в соответствии с указом президента страны, ВВС были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид войск – Воздушно-космические силы.

Сегодня авиация ВВС включает в себя дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию. Они, в свою очередь, имеют в своём составе авиацию бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную. Говоря иначе, свой очередной праздник ВВС страны встречают как важнейшая составная часть Вооруженных Сил России, значение которых в обороноспособности и безопасности страны нельзя переоценить.

Виктор Никитин