Яндекс.Метрика
Дарья Рубцова: «Счастливая русская женщина – незамужняя»
10:3813 сентября 2017

В малом зале Ленинского мемориала 24 сентября в 17:00 состоится открытие сезона Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов. Дирижер – Иван Крайник. Солистка – лауреат международных конкурсов Дарья Рубцова, исполнительница славянского фолка (Москва). Дарья рассказала, как она готовится к исполнению песен, как певицу с оркестром встретили в ЮАР и почему бабушки – эталон русского фолка.

Посвящение Григорию Пономаренко

Начало концертного сезона ульяновского оркестра посвящено творчеству Григория Пономаренко. Сто лет со дня рождения композитора исполнилось 2 февраля 2016 года. Многие его песни стали поистине народными. Нередко их автор шутил: «Забудут Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить». Песня «Оренбургский платок», написанная композитором, в свое время обрела необыкновенную популярность в исполнении Людмилы Зыкиной, да и в наши дни её любят и с удовольствием поют и артисты, и простые люди в кругу семьи. Каждая песня Пономаренко — это уникальный по красоте «камешек» в пестром мозаичном полотне отечественной музыкальной культуры. Пройдя испытание временем, они стали классикой.

Фолк – это образ мышления

Дарья Рубцова – молодая певица родом из Майкопа, высшее музыкальное образование получила в Астраханской государственной консерватории, на отделении народного сольного пения (класс профессора, народной артистки России Натальи Тарасовой). «У меня академическое музыкальное образование, а увлекаюсь фольклорной музыкой. В какой-то момент поняла, что можно поэкспериментировать и две стихии соединить. На мой взгляд, это у меня, получается», – признаётся певица.

Сегодня Дарья сотрудничает со многими известными оркестрами России, в их числе главный коллектив страны, национальный академический оркестр народных инструментов России имени Осипова. На творческом счету артистки — многочисленные успешные гастроли в России и за рубежом, победы во всероссийских и международных конкурсах. Дарья Рубцова — лауреат премии «Достояние России».

– Вы в Ульяновске второй раз, в связи с этим первый вопрос: как вам город?

– Честно говоря, я Ульяновск толком еще не видела, только Волгу. В прошлый раз концерт был в филармонии, мне вид очень понравился, пейзаж потрясающий. Осенний Ульяновск – это невероятно. Но самое лучше, что здесь есть – это люди.

– Как вам ульяновская публика?

– В прошлый раз был полный зал, публика радушно нас принимала, великолепно. Надеюсь, в этот раз будет еще лучше, хотелось бы всех пригласить, я всех буду ждать.

– Можно ли сказать, что вы почувствовали публику?

– Я думаю, что публика везде одинаково понимает и принимает. Все зависит от энергетики не только солиста, но и оркестра. Потому что мы один общий организм, и если на сцене есть взаимопонимание, то и зрители почувствуют нас и поймут.

– Дарья, почему для себя вы выбрали именно фолк?

– Я изначально выросла в семье, где много говорили о традиционной культуре, меня воспитывали в этом, я с детства в народной среде, и бросать всё это я просто не захотела. Сейчас наша страна катастрофически мало уделяет внимания народной музыке и народной культуре в целом. Самое обидное, что внимание, которое уделяют, оно довольно искаженное. Люди не воспринимают народное творчество, культуру в том аутентичном виде, в котором она и должна быть. Музыка становится подобием музыки. Культуры народной как таковой сейчас нет – это большая проблема. Сказать, что я её возрождаю или, по крайней мере, стараюсь это сделать, нельзя. Ведь возрождать особо-то и нечего. На государственном и региональном уровне очень мало уделяют внимание вопросу о сохранении традиционной культуры. И как результат – поколение, которое не знает ни своей культуры, ни музыки, ни литературы. Дальше будет ещё хуже. Поэтому если мы вовремя не исправим нашу ошибку, то потеряем всё, что наши предки собирали и берегли. Наша культура очень объёмная, представьте, каков пласт не изучен. Спросите любого человека, что такое кокошник, они скажут, что это условно «большая корона на голове у девушки», но это совсем не так. Это закрытая шапочка, которую носили только замужние женщины. А большой головной убор называется русский венец, его носили только незамужние девушки.

– Чем фолк вас «зацепил»?

– Для меня это образ жизни и мышления. Это не просто направление, которое меня привлекает, которое мне интересно. Невозможно петь песню, не прожив её, нужно провести историю через свое сердце, и она остаётся с тобой навсегда.

– Почему из всего пласта вы выбрали музыку?

– Я родилась с хорошим слухом (смеется). Одно время я занималась инструментальной музыкой, сначала закончила музыкальный колледж как пианистка и лишь потом поступила в консерваторию как вокалистка. В принципе, я коснулась и классической музыки. И сравнив все, я поняла, что для меня самое интересное – это именно фольклор. Чтобы исполнить русскую народную песню, надо стать крестьянкой, работать в поле, вот здесь, в голове. Нужно представить, как создавалась история, почему эта песня передавалась из поколения в поколение, что чувствовал автор.

– Дарья, расскажите, как происходит процесс изучения новой песни?

– Программа, которую мы будем исполнять 24 сентября, – это музыка Григория Пономаренко, авторская музыка, то есть вариации на тему фольклора. Когда ты учишь авторскую музыку, это немного проще, знаешь, для кого эта музыка писалась. В данном случае – это Людмила Зыкина. Что касается народной музыки – это занимает большое количество времени. Необходимо почувствовать текст, музыку. Я месяц переживаю за лирическую героиню, много слушаю аутентичного материала в исполнении бабушек, потому что они открывают такие потрясающие интонации, которые ты нигде не найдешь.

– Кого из исполнителей славянского фолка вы считаете своим эталоном?

– Бабушек, потому что от них все пошло. Еще мне нравится, как поет Александра Стрельченко, она мне очень близка по духу. И Татьяна Петрова, у нее северное звучание, похожее немного на плач, русские стоны.

– Как с первой секунды заворожить публику?

– Это магический момент. Когда ты на сцене, нужно поймать волну с оркестром и дирижёром, мы вместе должны делать одно целое. И тогда получается огонёк, когда зритель чувствует его, включается в процесс и вместе со мной погружается в историю песни. 

– Как образ вам больше всего нравится исполнять?

– Судьба русской женщины очень тяжелая, и это не просто слова. Поэтому песни очень эмоционально трудные.

– В песнях русская женщина бывает счастливой? Когда?

– Перед замужеством, потом не так радужно. Даже сам свадебный обряд на севере был похоронами. Поэтому счастливая русская женщина – незамужняя.

– Расскажите в прошлом сезоне, где вы успели побывать?

– В составе оркестра Осипова я очень много езжу и по стране, и за рубеж. Одна из самых интересных поездок была в ЮАР. Они очень тепло встречали: я только вышла на сцену в костюме, они все встали и начали аплодировать, и на мой голос они также реагировали, просили спеть на бис, они слушали с детским восхищением.

– В Европе зрители сдержанней?

– Вот как ни странно, в Европе любят русскую музыку больше, чем в России. Балалайку они обожают, знают, что такое оркестр народных инструментов, а у нас нет. Для меня это большая загадка. Люди не знают, что такое домра, и думают, что это просто круглая балалайка.


Концерт состоится Дарьи Рубцовой и УГОРНИ 24 сентября. В нем принимают участие лауреат международного конкурса Владимир Самарев (баритон), лауреат международного конкурса Мария Сахнова (домра), Виктор Елизаров (баритон), Александр Родионов (баритон).

В программе прозвучат песни Григория Пономаренко (1921 – 1996): «Белый лебедь», «Аюшка», «А где мне взять такую песню», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Я лечу над Россией» и другие.

Цена билета: 180-300 рублей. Действует абонемент № 15. Подробную информацию можно узнать по телефонам: касса филармонии 27-35-06, отдел работы со слушателями 44-19-73.

 

Елизавета Игнатович